Вы здесь

Первый велопоход

Маршрут: Кропачёво – Орловка – Катав-Ивановск – Верх.Катав – Большой Шелом – Катав-Ивановск

Время: 9-10 октября 2005г

Участники: Ерастов Алексей (Бродяжник)

Хочу на Шелом! Но от выходных остаётся только два дня, а надо как минимум четыре. А смотаюсь-ка на велосипеде! А заодно проверю, что есть велосипед в походе: крылья или тормоз. Решено! Второпях прикинул маршрут, собрал рюкзак и сумку, завтра в путь.

Чуть-чуть о велосипеде: он китайский, купленный с рук, но с передним амортизатором и двойным ободом на заднем колесе. Седло от "Камы", багажник от "Урала". Есть велокомпьютер, который я на железнодорожный манер переобозвал в скоростемер. Сумку с основным грузом привязал к багажнику. На всякий случай захватил гаечные ключи и плоскогубцы.

И вот каким получился мой первый велопоход.

9-30 утра. Вышел из электрички в Кропачёво. Какая радость, в этот раз мне не придётся несколько часов сидеть на этом проклятом вокзале в ожидании следующей "собаки". Скоростемер отсчитывает первые сотни метров. Поход начинается! Велосипед идёт легко, сумка на багажнике почти не замечается. За час пятнадцать проезжаю 22,5 км по Челябинскому тракту. Настроение отличное. Ещё бы! Пешком этот путь займёт больше половины дня.

Следующий участок пути оказался уже не таким лёгким. Редкие коричневые линии на карте превратились в затяжные подъёмы и спуски. Средняя скорость упала до 10 км/ч. Спина вспотела, руки и уши замёрзли. Хотелось и одеться и раздеться одновременно. Простудиться не боялся, но ощущения были неприятными. Вдобавок захотелось есть. Так продолжалось до тех пор, пока серое небо не прорезали лучи солнца, а вскоре и вовсе разъяснило. Впереди показались первые дома Катав-Ивановска. Красивый уральский городок! Но в этот раз город показался мне ОБЫЧНЫМ. Только сейчас, когда писал эти строки, меня осенило: я не видел красоту из-за того, что взгляд всё время был обращён на скоростемер, а голова занята расчётами расстояния и времени. Всегда был противником спортивных походов, где главная цель не оказаться наедине с природой, послушать шёпот горного ручья, набраться сил у растущей на камне Ели. Всегда бы против – и вот сам оказался в шкуре гонщика за километрами и высотами.

На выезде из города меня перегнала иномарка. Перегнала и остановилась. Из окошка высунулась жирная морда:


-Куда направляешься?
Ну вот, начинается! – подумалось мне.
-А ты знаешь, что на Шеломе заповедник? Ты нарушаешь закон Российской Федерации!
-Да на Антенную я иду, не на Шелом.
-П####шь ведь, б##дь, на Шелом идёшь. Поймаю – п####ц тебе. Здесь я хозяин.
А что он ещё мог сказать? Не пойман – не вор!

 

За Катав-Ивановском началась отсыпная дорога – бывшая Белорецкая узкоколейка. Первые 9 километров нормальные, затем начинается стандартная российская грунтовка с полуметровыми непересыхающими лужами. По пути встречаю двоих местных с миноискателем. "Металл ищем. В день по тонне набирается!" Действительно, следующие метров сто дороги оказались усыпаны металлоломом: арматура, куски рельсов, детали от машин и даже двуручная пила!

 

В пятом часу доехал до Верх. Катава, за ним начинается самый трудный и опасный участок, последние 8 километров велопробега. Здесь ездят только лесники и при встречи с ними никакие отмазки не подействуют - по этой дороге можно идти только в заповедник. Однако всё проходит успешно. У подножья Шелома отхожу от дороги в лес, прячу велосипед и сумку. Здесь и заночую. Позади 79 километров дороги, впереди вершина.

До темноты остаётся два часа, надо поторапливаться. До начала крутого подъёма километра три по просеке. Только сейчас ощущаю себя в полноценном походе: за спиной рюкзак, вокруг лес; карта и компас. Неизвестно откуда появляются силы, и я то и дело перехожу на бег. Дорога становится менее чёткой, чувствуется, что люди здесь бывают нечасто. Шелому в этом плане повезло, он чуть-чуть ниже Иремеля, и сюда не ломятся толпы розаветровских "туристов" и группы школьников. Они напоминают мне экскурсантов в древнем Храме, которые пришли сфоткаться цифровыми мыльницами на фоне икон и фресок, о смысле которых они не имеют представления. Не удивлюсь, если лет через несколько до начала курумников на Иремеле проложат асфальтированную дорогу с регулярным автобусным сообщением, а оттуда соорудят подъёмник до вершины. А на Зигальгу по-прежнему будут ходить по нескольку человек в месяц, несмотря на то, что здесь гораздо красивее.

Вот и сам подъём, первые курумы. Оцениваю силы и понимаю, что если идти до вершины, обратно придётся возвращаться по темноте. А в темноте не просто отыскать в лесу тропу, что ведёт к просеке. Это означает четырёхкилометровый путь через берёзовые заросли, по которым и днём-то не больно проберёшься. Решаю встретить закат на небольшом скальнике, что на границе леса и курумника. До вершины метров четыреста, но вершина была не главной целью похода.

Солнце двигалось к горизонту и вся природа, окутанная розовым светом и безмолвьем, готовилась погрузиться в сон. Ветер стих, стояла непривычная для этих мест тишина. Далеко-далеко сквозь лёгкую дымку мерцали первые огоньки Верх. Катава. Казалось, природа застыла. Бездвижно стояли горные Ели с поседевшими ветвями, и каждая их иголочка, каждая капелька смолы отражала неповторимый розовый свет. Наслаждаясь тишиной и последними лучами, величественно возвышался над лесом Большой Шелом.

Солнечный диск опускался всё ниже и ниже, а вскоре и совсем скрылся за Нары, оставив на небе светящуюся чёрточку от самолёта…

Не описать словами красоту заката и свои ощущения. Это были лучшие минуты похода.

Но всё когда-нибудь кончается. И вот я уже бегу вниз по курумнику (какое это удовольствие!), затем бегу по лесу и компас выводит меня точно на тропу. Дальше можно не торопиться. В последний раз останавливаюсь и прощаюсь с лесом и Шеломом – следующий поход скорее всего будет только зимой. Три километра по просеке прохожу в полной темноте, это стало почти традицией моих последних вылазок в лес.

Вернувшись на стоянку, приготовил еду, поставил "палатку" из полиэтилена, съел три миски макарон и – спать. Перед сном голову посетила мысль, как бы не разгорелся костёр. Уже во сне эта мысль во что-то трансформировалась, и…

Я открыл глаза и, естественно, увидел над собой полиэтилен. Это дым! Выскакиваю из палатки – никакого дыма, само собой, нет. Интересно, что бы вы подумали о чуваке, который среди ночи выскочил из палатки, секунд десять постоял, посмеялся, и снова залез в палатку?

На следующее утро проснулся с рассветом, поел, собрался и в 9-15 покинул стоянку. Предстояло за 3 часа 45 минут проехать 25 километров по грунтовке до Катав-Ивановска, километра два по городу до вокзала и оттуда в 13-00 уехать на единственной рабочей "кукушке". За полчаса проехал 5 км, как вдруг услышал свист. Но это был не свист лесника, как я сначала подумал. Хуже! Это предательски сдулось переднее колесо! Запасной шины нет. Впереди 20+2 км, 3 часа 15 минут. Пешком дойти не успею, придётся ехать на спущенном. Напомню, что это произошло на самом сложном участке дороги, где и с нормальным колесом ехать непросто.

Я настолько привык к велосипеду, что он почти стал моим продолжением и каждая кочка, каждый камушек болью отдавались в моём теле. Педали крутились с трудом, скорость не превышала 12 км/ч, без передышки не удавалось проехать более километра.

Наконец доехал до Верх. Катава; появилась слабая надежда на попутный грузовик. И тут случилось ещё одно непредвиденное обстоятельство: от тряски отломился багажник, на нём был основной груз. Пришлось всё перекладывать в рюкзак. Мало того, что возросла нагрузка на плечи и спину, но согласно правилу рычага тяжесть переместилась с заднего на "больное" переднее колесо. Вчерашний забег на Шелом теперь казался прогулкой. Постоянно посещала мысль спокойно дойти до города, попытаться уехать на автобусе, но так я бы не успел к последней электричке, а это означало ночёвку холодном кропачёвском вокзале. Нет! Уж лучше крутить педали! С огромным трудом, обливаясь потом, доехал к началу отсыпной дороги, до города оставалось 9 км и час двадцать. Пятиминутная передышка – и снова кручу педали. Ехать уже полегче, местами скорость достигает 15 км/ч. Сначала планирую делать передышки через три километра, затем через пять, а после и вовсе решаю не останавливаться.

До асфальта оставалось метров сто, ехал с пятиминутным опережением графика, как вдруг заднее колесо перестало крутиться. Оказалось, открутился болт, на котором держалось крыло, и оно сползло по колесу. Сначала пытался закрепить его проволокой, но это не помогло, пришлось откручивать, на что ушло минуты две-три. Но проехать не смог и пару метров. Отломившийся багажник с пустой сумкой до этого лежал на крыле, а теперь стал задевать колесо и задираться. Пришлось снимать и его. Для этого пришлось отсоединить тормоза и потратить ещё пару минут. Тут возникла ещё одна проблема: куда девать сумку и отвалившиеся фрагменты. В спешке решаю засунуть багажник в сумку, сумку – на плечо, а крыло в левую руку. Снова поехал, но силы на исходе, да и сумка всё время слетает на руль.

Ровно в 13-00 подошёл к началу крутого длинного спуска, который идёт через весь город прямо к вокзалу. По расписанию поезд должен отправиться уже сейчас, но я помню, на станции стрелки переводят вручную, а чтобы выехать на магистраль, тепловозу надо совершить обгон вагона, то есть минуты две-три у меня точно есть. Должен успеть! Переключаюсь на большую скорость и что есть силы кручу педали. Смотрю на скоростемер и мне становиться страшно: 20…24…26…30 км/ч! А тормозов нету! На пути перекрёсток, естественно, горит красный. Вперёд!!! К счастью всё обошлось.

Доехал до вокзала - поезда НЕТ!

От стрелочника узнаю, что с недавнего времени вагон стал ездить не до Катав-Ивановска, а до Половинки Катавской.

-А автобус когда будет?

-Да через полтора часа, ещё один через двадцать минут, но на него ты не успеешь.

А вдруг успею? Стоит попробовать! Ехать нет сил, поэтом иду пешком. Надежд мало: даже если и успею, водитель вряд ли согласиться пустить меня в автобус с грязным велосипедом. А со следующего автобуса уже не успеть к электричке. Ночёвка в Кропачёво обеспечена! Но голова занята не этим. Отмена пассажирского сообщения на глухой железнодорожной ветке, как правило, заканчивается её гибелью. А для меня это всё равно что придти на тот же Шелом – а его уже нету! За Шелом пока можно не беспокоиться, а вот за железку… Тем более, одной железки Катав-Ивановск уже лишился, той самой узкоколейки. С такими невесёлыми мыслями дохожу до автостанции (так в Катаве называют автовокзал), дохожу и вижу отъезжающий автобус. Машу рукой, показываю на спущенное колесо - водитель понял и остановился!

Так и закончился стодесятикилометровый поход выходного дня. На автобусе доехал до Вязовой, где пересел на ту самую "кукушку". Проводник (эксплорер) долго не хотел впускать, но когда узнал, что билет мне не нужен, ни слова не говоря, открыл второй тамбур и помог поднять велик. За проезд пришлось отстегнуть последние 29 рублей. Зато от эксплорера получил обнадёживающую инфу: пассажирское движение до Катав-Ивановска отменили в связи с каким-то ремонтом и, скорее всего, будет восстановлено.

В Кропачёво пересел на уфимскую электричку и за оставшиеся 0 рублей доехал до дома. Но это уже другая история…

Итого:

110 км за два дня + вершина – для пешки невиданные цифры. 100 рублей на дорогу – многовато. Проколотая шина, обод и покрышка не пострадали. Большой опыт и масса впечатлений. Проехал все Катавы: Усть-Катав, Катав-Ивановск, Верх. Катав, Половинку Катавскую, 9 раз пересёк реку Катав.

Выводы:

  • Велосипед – это прежде всего скорость. В день можно проехать километров 100-120. Другое дело, впечатлений от такого велопробега останется немного.
  • С велосипедом практически нереально уехать ж/д-стопом или автостопом, да и в цивильный транспорт не больно залезешь. К тому же накладываются большие ограничения на выбор маршрута.
  • Само собой, чтобы избежать непредвиденной фрагментации "стального коня", готовиться к поездке надо получше.
  • Похоже, скоро откажусь от палатки в осенне-летних походах. Полиэтилен легче тащить, проще ставить, а разницы почти никакой. Вдобавок его можно использовать вместо накидки от дождя.
  • Хороший поход требует большего времени, иначе он превратится в спортивное восхождение. А заниматься в Лесу спортом для меня всё равно, что верующему человеку в храме делать утреннюю зарядку.

 

 

P.S. Фотографий сделал немного, но если среди них окажутся достойные, обязательно вышлю.

 

 

Группа: 
Вид туризма: 
Ключевые слова: 
Период материала: 

Комментарии

Мы весной проехались примерно также: Кропачева - Серпиевка - Катав-Ивановск - Верхкатавка - Пешком Шелом - Верхнеаршинский - Тирлян - Белорецк. Тоже нам говорили про заповедник, и причем особенно когда мы из него выехали, то есть в Верхнеаршинском.
Вобще очень неправильное представление о велотуризме !!!
1. Проехать можно и 200 и 300 км в день и получиш массу впечатлений. Так преодолев за один день расстояние от Екатеринбурга до Челябинска я чувствовал себя просто СУПЕРМЕНОМ (а вы говорите впечатлений нет)

2. Никаких ограничений на транспорт велосипед не создаёт. На Ж/Д вобще никаких проблемм нет (уже 3 года перевожу велик поездами - электричками, плацкартами, купэ, самолётными)
В автобусах посложнее, но как показывает практика при желании велик можно засунуть даже в переполненный автобус (на худой конец есть багажный отсек)
Самолётами и параходами не возил - но как расказывают знающие люди - там тоже всё достаточно просто (на корабле места вобше куча, а в самолёте велик сдаётся в багаж)

3. Палаткау я лично теперь вожу всегда и везде. Т.к. было за лето много случаев когда первые 4 дня стоит жара, а потом начинает лить ливень, а маршрут проехать надо. И палатка тут играет огромное значение. Т.к. в просторной палатке гораздо лучше отдыхается. У меня большая 3х местная палатка, с большим тамбуром.

4. Чтобы небыло проблемм с великом надо конечно за ним ухаживать, НО ещё лучше купить КАЧЕСТВЕННЫЙ велик, не поскупится потратить около 10 тысяч рубликов, зато такой велик будет ехать долго без всяких проблемм.

А вобще всяких ньюансов у ВЕЛОТУРИЗМА милллион и чем больше им занимаешся тем больше узнаёш, лучше конечно учится на чужих ошибках.
Палатку стоит брать по еще одной причине - комары. Если спать под тентом они не дают высунуть нос из спальника, а в нем может быть слишком жарко теплой летней ночью, приходится потеть стиснув зубы слушая их гудение за спальником.
Товарищи велотуристы! Я решил примкнуть к вашим рядам, подскажите какой марки купить вело (до 10р), если хочется ездить долго и далеко.
К сожалению сезон прошел, сейчас велосипед можно купить только в Москве, и то выбор меньше чем летом, зато если найдешь велик, то явно со скидкой. :)
Что за бред !!!
Ну и что что сезон прошёл - ВЕЛИКОВ в МАГАЗИНАХ дофига и больше.
И что самое главное ГОРАЗДО ДЕШЕВЛЕ чем в тёплый сезон.
Я вот свой аваланч 2.0 диск купил за 11500р.
Так что не не прься и покупай велик в Челябинске ОГРОМНЫЙ выбор, да ещё и со скидками.
Если тебя не особо волнуют ПОНТЫ - типа Брендовый велик ТО бери СТЕЛС. Это очень качественные и сносные по цене велики.

Ну а если в Уфе плохо с велосипедами то могу только пособолезновать, в Челябинске выбор очень большой
а я когда-то точно так же на своем "Урале" 30 км на спущенном переднем до дома ехал..и точно так же пролетел один перекресток на красный)
и это было ужжжастно, но помнить теперь всю жизнь буду...
Привет всем велосипедистам!,кто хочет поехать в Самару?, звоните и пешите 8922-8-42-40-42.