Маршрут: Татлы - р. Нарка - г. Нараташ - г. Ямантау - хр. Юша - р. Нарка
Время: октябрь 2003г.
Участники:
Нам в наших походах всегда везло. И с погодой, и с транспортом. Не припомню случая, чтоб неудача мешала нам в пути. Если даже что-то приключалось неприятное, дальше все оборачивалось как нельзя лучше именно благодаря прежним "неудачам". Так случилось и в этом моем путешествии.
Запихивая спальник в рюкзак, доставая из углов разные туристические заначки я одновременно отвечал на телефонные звонки: все куда-то собирались и спрашивали у меня расписания электричек. Впереди 3 дня выходных и я наконец-то собирался в поход один! Позвонил на вокзал, узнал что там еще есть билеты на "башкировоз", приехал туда за полтора часа до отправления и взял последний оставшийся билет до станции Юши в общем вагоне. Оставшееся время коротал сидя в темноте в полном одиночестве на берегу Белой, хорошо, что у нас рядом с шумным вокзалом есть место, где можно отдохнуть душой.
Первая и последняя "неудача" меня постигла, когда я проспал свою станцию Юшу и проснулся перед Улу-Елгой. Делать нечего, решил я, вылез в Улу-Елге, на улице запаковался потеплее и отправился на трассу Белорецк-Инзер.
Было где-то полшестого утра, когда я вышел на дорогу, машины ездили с периодичностью в 5 минут. Вскоре мне удалось застопить легковушку, мужики согласились довезти меня до поворота на Межгорье. В пути выяснилось, что они сами едут в Межгорье, и я их уговорил высадить меня на мосту через речку Нарку, не доезжая несколько километров до поста.
Вот свезло, так свезло! Если б я вылез в Юше, мне пришлось бы топать еще 10 километров до трассы и потом делать полный траверс хребта Юша. А так я сэкономил себе кучу времени. Нам в походах всегда везет, я ж говорил!
Когда я дисантировался в лес, было еще темно, прошел вверх по течению несколько сотен метров, бросил пенку прямо на камни и немного вздремнул, закутавшись в спальник. Ходьба после бессонной ночи обычно дается трудно.
Когда проснулся уже светило солнце, на зватрак сварил нордик. Пол-одиннадцатого тронулся в путь. В лесу нашел замечательную палку, даже две. Но сразу выяснилось, что в высокой траве и в буреломе с двумя палками идти трудно (за траву цепляются), одну выкинул. Другая меня сопровождала весь оставшийся поход. Третья нога, как я выяснил летом на Хамар-Дабане, совершенно необходима туристу пешеходнику.
План был идти сначала вверх по течению по Нарке, выбраться на хребет Юша и по нему пиндюрить на Ямантау. Но, проходя мимо горы Нараташ, я вдруг почувствовал желание подняться на него, ведь когда я еще попаду в те края, а гора находилась от меня в 20 минутах ходьбы! Лишний тысячник в кармане не помешает! Я быстро преодолел небольшой курумник и уже стоял под первым южным скальником. Оказалось я забрался лишь на первый южный зубец горы Нараташ, надо было продвигаться дальше.
Я продолжил траверс горы Нараташ. Поднялся на средний и самый высокий зубец. У подножия нашел чью-то котомку с несколькими бутылками газировки. Отпил малость, удача сопровождала меня, не отступая ни на шаг!
На одном скальном уступе догорал мох, и были видны следы недавней стоянки. Уступ полностью выгорел. Видимо местные совершенно не заботятся о горе возвышающейся над их городом. Печально.
Гора Нараташ мне больше всего понравилась строением курумника. Представьте себе круглые булыжники размером с буханку хлеба. Все камни устроены, как будто эти булыжники скреплены между собой цементом. Некоторые удавалось вынуть из своего "гнезда" рукой - каменный батон вбетонированный в курумник. Нигде больше такого не видел. На Нараташе все скалы такие.
Постепенно карабкаясь между скальниками, добрался до сверного последнего уступа, где опять немного вздремнул. Разбудили голоса туристов проходящих под моей скалой. Меня уже малость колбасило, катастрофически хотелось пить, я решил идти быстрее вниз и найти, наконец, ручей. Спуск начал в сторону Ямантау, там ближе всего должна была быть вода. Натолкнулся на мощную тропу и дальше шел по ней. По пути нарвал спелой рябины на компот.
Тропа привела меня к седловине между Нараташем и Юшой, седловину пересекала ЛЭПа. На поляне под просекой встретил тех же туристов, получил еще более подробные инструкции, как пробраться на Ямантау и начал спуск по ЛЭПе в сторону Ямантау. Раньше прямо на седловине была вода, но осень выдалась на редкость сухая, и все ручьи высохли. А пить хотелось не на шутку.
Спускаясь по ЛЭПе, миновал местных, собирающих рябину. Они не обратили на меня никакого внимания, и, слава Богу. По пути встретил две таблички, предупреждающие о суперопасности: стреляют!
ЛЭПа вывела меня на железную дорогу. Тут еще не пахло людьми, но было видно, что дальнейший спуск по ЛЭПе чреват излишними встречами с военными. Я повернул по железке направо. Добротная насыпь, ржавые рельсы, мало следов хождения людей. По дороге давно не ездили, но все же иногда ходят. Прошел где-то минут 5 и наконец-то добрался до пересекавшего дорогу ручья. Чуть углубился в лес, развел костер и сварил себе компот из рябины. Ну и разумеется напился так чтоб больше не хотелось. :)
А компот из рябины был просто супер! Может даже чуть вкуснее, чем из калины.
Продолжил свое шествие по железной дороге в сторону Ямантау. Он уже был рядом, гораздо ближе, чем виделся с Нараташа.
Людьми на железке не пахло, и, слава Богу. Вскоре пересек речку, прошел мимо скалы, как и предсказывали туристы из Межгорья. Минут через 10 должен был встретиться КПП на пересечении железной и автодороги. КПП должен был быть после семафоров. Прошел семафоры и потом шел еще несколько минут, когда впереди показались крыши. Не медля, повернул обратно, отошел сотню метров и углубился в лес. Мне надо было срезать перекресток и выйти на бетонку, миновав КПП.
Перед спуском на бетонку посидел минут 20, узнал, с какой периодичностью по ней ездят машины. Заодно приблизил сумерки, не хотелось, чтоб мой поход кончился раньше времени.
Машины ездили примерно через 5 минут, при этом тенденции, куда они чаще ездят - в сторону Ямантау или в сторону Межгорья не обнаружилось. Делать нечего, не дожидаясь темноты, спустился к дороге и краешком пошел наверх. Пару раз прыгал в кусты, благо машины, когда идешь один слышно издалека.
Через некоторое время начало темнеть, подул ветер, и машины вовремя услышать стало трудней. Натянул на уши повязку, так что ветер меньше свистел в ушах. Слышимость стала лучше. Совершил еще несколько прыжков в кусты. Скоро машины уже начали включать фары, так что видно их было издалека, и я немного расслабился.
Стало совсем темно. Миновал какую-то речку, справа оставил некий объект, где явно были люди. Если опасность грозила справа, я шел по левому краю дороги, если слева - то по правому, чтоб не светиться своим темным силуэтом на фоне светлой бетонки. Миновал еще какой-то объект слева, куда свернули трубы шедшие рядом с дорогой. Бетонка вела меня в гору, машин стало совсем мало. После крутого поворота налево стали видны огни Межгорья, машин более не предвиделось и я уже начал ощущать себя вне опасности. Но скоро слева появился еще один объект близко к дороге, откуда начала лаять собака, к тому же фонарь светил прямо в глаз. Я прибавил ходу. Прошел 200 метров после сворота, а собака лаяла сзади, и стало понятно, что она уже на дороге и бежала за мной. Тут думаю, все, капут! Но собака вдруг отстала и остановила свое преследование, вреднючий фонарь скрылся сзади, и стало совершенно тихо и темно. Счастье! Только вот воды у меня с собой опять не было, а ручьи мою дорогу более не пересекали.
Прошел пару серпантинов и на очередном повороте направо свернул с бетонки на менее накатанную дорогу идущую влево. Меня предупреждали, что если идти по бетонке еще дальше, то встретится некий рудник, где находится еще один КПП.
Моя новая дорога - простая колея в лесу на склоне горы Ямантау была совершенно пустынной, здесь явно редко ходят. Подъем по-прежнему был крутой, а сам Ямантау возвышался справа большой темной кучей. Вскоре дорога пошла немного вниз по склону, в этом месте я взял курс строго наверх на Ямантау, прошел сотню метров, выбрался на полянку где поставил палатку и наконец после ночной нервотрепки улегся спать.
Проснулся где-то полвосьмого, допил остатки компота и отправился в путь. Сборы заняли у меня всего 30 минут. Курумник начинался уже метров через 200 после моей ночевки, я начал неспешный подъем.
Поднимался я действительно медленно, курумника впереди было много и воды не предвиделось, как и обеда без нее. Была слабая надежда, что встречу воду на левом уступе, где мы нашли ее в 98 году, поэтому я забирал немного влево по склону.
Собственно подъем не представлял собой ничего примечательного, минут через 40 я был уже на перовом балконе, где по-прежнему стояла тренога. Воды не было. :(
Сел я печальный на курумник, и крепко задумался. Без воды меня колбасило. Из водосодержащих продуктов была только морковка. Ножик я потерял в недрах рюкзака. С горя потер морковку о курумник и съел ее предвкушая мучительную смерть от жажды на сухом куруме горы Ямантау.
Продолжил подъем на вершину, надо было преодолеть еще 2 маленьких балкона.
Вершина имела как обычно удручающий вид, не буду описывать те артефакты, которые оставили после себя военные, а вид по сторонам из-за густой дымки тоже был не супер. Не сделав ни одной фотографии сразу начал спуск к седловине.
На спуске увидел под собой озеро! Устремился туда всей своей душой и ослабленными ногами, удачно попал в ту канаву, проделанную прямо в курумнике, и по ней быстренько спустился на седловину. От конца канавы по траве шла тропинка прямо к озеру. Наконец-то я напился!
По близости с озером нашлись развалины какого-то барака, отломал пару досок, чтоб приготовить обед. На берегу озера было костровище. Пообедал и, разумеется, искупался в леденящей родниковой воде! В душе повеселело, захотелось пофотографировать и расхотелось от туда уходить.
Организм быстро насытился всем, что ему не хватало, я посвежевший напялил рюкзак и начал спуск с седловины в сторону хребта Юша.
После Хамар-Дабана все спуски и подъемы заканчивались удивительно быстро и давались легко. Я даже не ощутил как уже стоял внизу около небольшого болотца и как быстро поднялся на противоположную небольшую тычку с которой можно сказать и начинался хребет Юша. Мне попалась попутная дорога, и скорость моего передвижения возросла.
По пути я опять набрал рябины на компот. Дорога перевалила первую тычку и вышла на поляны. Вскоре слева от дороги возник военный барак, явно давно заброшенный, но еще в хорошем состоянии. Продолжил путь, оставил справа ответвление хребта шедшее на Нараташ и на одной из полян сварил ранний ужин - плов с рыбой и компот из рябины.
Дальше дорога начала странно петлять, в одном месте я от нее отказался и пошел напрямик. Быстро выяснилось, почему дорога ушла влево - передо мной был крутой спуск по курумнику, где, кстати, я полюбовался на обалденный закат. Спустился по камням и вновь вышел на дорогу, которая впрочем, скоро опять начала вести себя нехорошо и все норовила идти поперек моего азимута. Когда совсем стемнело, я чуть отошел от дороги и поставил палатку на поляне так, чтоб меня разбудило рассветное солнце.
Проснулся еще до рассвета, позавтракал вчерашним компотом и продолжил путь по петляющей дороге. Она все время шла по полянам, где, видать, раньше был сенокос. Но теперь на них росло все что угодно, давно никто не косил.
Вскоре мне надоела эта скрюченная дорожка, я как раз проходил мимо реки Нарка, взял на нее азимут и быстренько слез с хребта Юша. Через полчаса уже вышел снова к той ЛЭПе, через 5 минут вышел к Нарке и еще минут через 40 вышел к дороге, где я и начинал свой путь.
Перед выходом на дорогу искупался в ледяной воде Нарки.
Стопанул первую проезжавшую машину. Оказалось, где я находился, уже была закрытая зона, хоть КПП еще не проезжали. Слава Богу я стопанул не военных. :)
Меня довезли до трассы, где я опять быстро стопанул автобус шедший в Инзер и в Инзере я был уже к 2-м часам дня. А дальше электричкой до Уфы.
Выводы, которые я сделал для себя в этом походе:
1. Мне всегда везет. Даже если мне не везет, то это только так кажется.
2. Ходьба в одиночку имеет следующие плюсы:
- все происходит гораздо быстрее: сборы, перекусы, обеды, отдыхи;
- одному в лесу совершенно не скучно, наоборот природа воспринимается острее, начинаешь обращать внимание на те мелочи, которые не замечаешь в компании;
- лучше всегда иметь запас воды, даже если думаешь, что найдется место, где его пополнить;
- надо брать меньше всякой ерунды, выбирать снаряжение полегче;
- дискомфорт в одиночку переносить легче, можно и отказаться от лишней снаряги.
3. Ходьба в одиночку имеет следующие минусы:
- иногда хочется воскликнуть: "Как же тут здорово!", а слушателей нет.
Комментарии
Андрей, надеюсь, это не все выводы , которые ты сделал в этом походе? Точно к таким же выводам приходишь в походах в составе шумной(более или менее)ватаги из 4-10 человек :)))
Интересно, а товарищи, охраняющие все это, посещают сей сайт? А то к следующему разу заминируют напрочь все обочины :))
А вообще, действительно, один мобильней, но с друзьями веселей.