Маршрут: Уфа- п.Инзер - ост.169км. - р.Б.Инзер - д.Ассы - Уфа. 158км, 56ч (из них 17ч активных)
Время: 1-3 мая 2004 года.
Участники: Тулупов Алексей, Мингазов Артур
Выезд утренней электричкой из Уфы. Учитывая, что в момент наших скромных потугов увидеть серые воды Б.Инзера центром туристического мира стал порог Айгир, куда и поехало 10 вагонов разношерстного турья (хотя электричка состояла всего из 8 ;-), было принято решение садиться на станции Спортивная, где электричка проходит в 7.20 (здесь и далее - время уфимское). Можно сесть на ст.Черниковская - 7.25. На ст.1629км, где она проходит в 7.35 шансы значительно падают, а на вокзале было просто страшно смотреть в окно. Проезд до п.Инзер стоил 25 руб.
От п.Инзер до Белорецка идет "кукушка". Чтобы попасть в "кукушку", состоящую ВСЕГО ИЗ 2 ВАГОНОВ!!, был разработан хитрейший план, на зависть воюющим в Ираке. За 4 станции до п.Инзер мы перебрались во второй вагон, за одну станцию мы стояли с рюкзаками у дверей и никого к ним не пускали. И как только двери открылись, вынесенные мощным напором толпы, нежелающей идти пешком на Айгир, а также, кажется, чьим то мстительным пинком (наверное, одного из тех, кого не пустили к дверям :), мы как олимпийские спринтеры, неся лодку над головой как факел, понеслись к дверям "кукушки". Добежав почти первыми и встав у самых дверей, мы узнали, что такое тысячекилограммовый пресс, взятие Бастилии штурмом и раздача хлеба в голодном Ташкенте.
Вход в "кукушку" стоил 10руб., и зажав деньги в зубах, вместе с лодкой я забрался в вагон, попутно заехав лодкой тому, кто кажется "помог" мне выйти из электрички. Усевшись у окна, я смотрел как в течении 40 минут палестинцы штурмова… тьфу, туристы организованно производили посадку в поезд. После того, как вагон стал напоминать игру "Тетрис", мы наконец-то тронулись. Было обидно смотреть, как настоящие туристы и друзья идут пешком, а отдающие дань памяти индейцев начали спрашивать друг у друга что такое огненная вода.
Через 10 минут "кукушка" остановилась прямо на пороге Айгир и еще 30 минут мы наблюдали как "спортсмены" выходили из вагона, осторожно звеня рюкзаки, набитыми "катамаранами" и "байдарками". После этого мы продолжали свой путь в гордом одиночестве, лишь один раз отвлекшись от созерцания гор, чтобы отдать еще по 10руб. проводнице.
Вышли на ст.169км., помахали рукой поезду, и объяснив вылезшим тут же туристам что Инзер дальше по "железке", зашлепали по шпалам. Туристы, решив облегчить себе путь, решили идти по проходившей тут же автодороге. Больше мы их не видели, так как дорога выходит на берег, кажется километров через 8. Граждане туристы, знайте, что до реки нужно пройти около 100 метров от остановки поезда, поэтому не облегчайте себе путь, идя по автодороге!
Накачав лодку мы погрузились и оттолкнулись от берега ровно в 15.16. При этом из спасательных средств у нас был только свисток и почему-то порванная камера, которую мы благополучно сожгли в костре этим же вечером. Свисток мы потом тоже потеряли, но Артурик сказал что им можно только акул отпугивать, и поэтому мы не расстроились.
Скорость реки была очень даже ничего, и в 15.40 мы уже проплывали д.Картали. В 15.55 прошли р.Сюрезняк. На берегу два мужика строили офигеннийший плот из надувнух камер от очень большой машины.
16.17 мост через узкоколейку.
16.30 Карталинская запань
18.30 не знаю где, но 15 км уже прошли точно.
19.10 поворот после Рыбаковых гор. В этом месте Инзер резко меняет направление и течет уже в основном на СЗ и С.
21.05 бивак у г.Ерматау
Итоги дня: Шли 5,5 часов, пройдя за это время 35км. Средняя скорость реки составила планируемые 7 км/ч. Обошли 6 групп на катамаранах и равтах. Отснято 52 фотографии и 7 роликов, что дало среднюю фотоскорость в 1 фото за 5,6 минут. Поразил один факт: абсолютно все в шлемах и спасжилетах. Чувствовали себя как-то неудобно в кепках и куртках.
Наступило 2 мая - второй день великого майского праздника - соревнования по литрбо…. звиняйте, по туристическому многоборью на п.Айгир. Но так как у нас нет ни байдарки, ни спасжилета, то на Айгир нас не взяли, хотя я и показывал им свисток для отпугивания акул. Поэтому мы и проснулись в 8.20 под горой Ерматау, что на реке Б.Инзер. Позавтракав вчерашним кашесупом, в 10.17 преисполненные решимости и продукцией бумажных комбинатов, мы взяли в руки весла и отправились покорять порог Сарышта.
11.07 Устье реки Калышта
11.25 Остров 42км ?? перед Сарыштой
11.48 р.Сарышта.
Столь замечательно место заслуживает отдельного описания. Данный участок реки практически не зажат в скалах, в отличии от последующего участка и того, что видно на карте. Берега обрывисты, скорость увеличивается и достигает 9-11км. Порог хорошо заметен - сначала бурное (и серое, а не сине-зеленое как в многих описаниях) устье р.Сарышта по левую руку, поворот - и вы уже на чувствуете, как порог несет Вас на первую же скалу, желая размазать Ваши сушки и халву из рюкзака по великолепному отвесу. Большая вода скрывает все прелести шивер, однако волна высокая, и иногда хочется достать из рюкзака то, что не стало ученическими тетрадями. Лодку кидает сильно, всегда необходимо держать ее носом по волне - в противном случае просто перевернет. Дабы не устанавливать равновесие воды за бортом и в лодке путем перехлестывания ее через нос лодки, последнюю можно немного ставить углом к набегающей волне, чтобы она накатывалась на нее, а не плюхалась с высоты предыдущей. Однако, должен заметить, что этот прием немного опасен, т.к. если вы не удержите угол, что на следующей волне вы уже будете принимать процедуры, связанные с намачиванием одежды и активном махании руками. Сарышта тянется около 6-7 км, где наиболее сложны первые километра 3-4. Дальше мы уже могли позволить себе нарезание колбасы, чем вызвали падение котелка из рук туриста, моющего на берегу посуду. На перекате следует быть очень осторожным - при нас перевернулся равт и катамаран.
12.34 река Куяш.
12.45 река Казмаш.
13.15 д.Кызыл-Ярово. Здесь до 14.30 мы организовывали привал, дабы просушить обувь, т.к. подлая инзерская вода все таки намочила мои нежные и новые ботинки.
14.40 Пещера Кызыл-Яр. В пещеру мы не полезли, ограничившись фотографированием это замечательного отверстия в земле. В 14.50 уже плыли дальше.
15.37 Река Ремашта.
18.30 река Манаир.
19.30 д.Усмангали
19.38 п.Инзер. Вообще то, мы планировали плыть до Инзера, но т.к. было еще светло мы пошли дальше.
19.55 Ж/д мост через р.Инзер.
20.43 Мост у д.Манышта
20.55 Навесной мост у д.Тюльма
21.37 Ж/д мост
22.30 бивак за 400м до д.Ассы.
Итоги дня: шли 12 часов, пройдя за это время 83 км. Средняя скорость реки составила планируемые 7 км/ч. Обошли 5 групп на катамаранах и равтах. Отснято 165 фотографии и 16 роликов, что дало среднюю фотоскорость в 1 фото за 3,9 минут. Поражающих душу фактов встречено не было.
3 мая мы встали в 6.40, выплыли в 07.35 и в 08.10 вышли на берег в д.Ассы за 100м от платформы. Лучше всего, ИМХО, идти вдоль насыпи автодороги, заплыть под мост через какой-то ручей и там на полянке спокойненько уложиться, после чего пройти 100 метров и поставить мокрый и грязный рюкзак на белый бетон платформы. Электричка выходит из п.Инзер в 9.10 и 9.45 мы плюхнулись на потертое деревянное сидение любимого вагона. В 14.40 я вышел на перрон ст.Черниковская, сходил на стоянку, забрал ненаглядную "Нивку" и в 15.00 залез в душ.
P.S. Некоторые советы, которые ИМХО, могут кому-то помочь.
1. Постарайтесь найти лодку с высоким носом и желательно, надувным дном, типа "Турист-3". Нос спасет Вас от захлестываний, а дно будет держать высоко над водой. К тому же лодки такого типа имеют как бы две гондолы и прошитое вдоль дно, что очень сильно повышает их курсовую устойчивость. Такие лодки немного режут волну, что позволяет быстрее набирать скорость, сохранять ее, и идти поперек волны. Обычная же лодка, в принципе, не предназначена для сплава, т.к. имеет плоское дно, что превращает ее просто в тазик, вращающийся на воде.
2. Если такой лодки не нашли, то можно сделать из полиэтилена "волноотбойник". Клеется утюгом, на изготовление уходит около часа. Суть в том, что Вы одеваете на нос лодки треугольную пирамиду, верхний угол которой цепляется или за грудь сидящего на носу, или на небольшой шест, упирающийся в нос лодки. Боковины пирамиды цепляются ближе с 1/3 или середине лодки. При накатывании волны на нос, она просто стекает с этого полиэтилена. Если лодка держится носом по курсу, то боковые захлестывания исключены, а если волна выше пирамидки - вам поможет только свисток для отпугивания акул.
3. Рюкзаки ОБЯЗАТЕЛЬНО привязывать к лодке хорошей, прочной веревкой, чтобы в случае принятия лодкой не традиционного положения Вам не пришлось ехать домой за аквалангическим костюмом. Про полиэтиленовый мешок внутри я молчу.
4. Если Вы чувствуете, что лодку разворачивает боком на волну и Вы уже не успеваете веслом, можно маневрировать своим весом. Просто перекиньте его на поднимающийся по волне борт и надавите вниз. Да, в этом случае Вы черпанете воды, но в 99% останетесь в лодке.
5. Всегда берите с собой 2-х метровый шест и держите его под рукой. При такой скорости воды будут ситуации, когда нужно будет отталкиваться от скал или берега. Лучше делать это шестом - как подтверждение этому по Б.Инзеру плывет много обломков весел. В крайнем случае, если все-таки сломаете весло, Вам хотя бы будет чем домахать-догрести-дотолкаться до берега.
Попутного Вам ветра в … кому куда.
P.S.S. Мне он весь Б.Инзер дул в морду лица.
Комментарии
в этом году пойдём в конце мая.