Белорецкая Узкоколейная Железная Дорога, соединившая Белорецк с транссибирской магистралью в 1912 году, нынче стала недавней страницей истории. Решение о разборке рельсов было принято в 2002 году, хотя поезда изредка ещё ходили из Белорецка до станции Тирлян вплоть до 2005 г. Её существование наложило глубокий отпечаток на образ жизни местного населения, позволило превратить Белоречье в уникальный, неповторимый уголок не только России, но и всего мира. Она не просто связала между собой несколько географических точек на карте, а соединила воедино в некий симбиоз историческое наследие первых русских горнопромышленников, ландшафты Седого Урала, мироощущение и традиции горнозаводского люда. Как никакой другой элемент индустриального ландшафта узкоколейка органично вписывалась в пейзаж Белоречья, и теперь, без неё, этот край частично лишился изрядной доли своей индивидуальности и колоритности.
Пусть эта рубрика будет неким воспоминанием о «Кукушке», о пейзажах, частью которых была узкоколейка, архитектурных элементах этого железнодорожного мирка, о людях, чьи судьбы сплелись с ней. Пусть здесь появятся фотографии, хоть в какой-то мере позволящие воссоздать дух того времени, хоть как-то помогущие понять, что мы потеряли.
-
Март 1990 г. Тогда еще ходила "кукушка" - узкоколейный поезд в пос. Верхнеаршинский. Недалеко до станции поезд застрял, пришлось выталкивать его вручную. И вытолкали!
-
-
-
к последнему вагону прицеплена дрезина. такими часто пользовались местные жители, например, для того чтобы съездить на покос.
-
-
-
-
между бывшими станцией Юрюзань и разъездом Арша.примерно такой пейзаж могли наблюдать пассажиры поезда.рельсы разобрали ещё в 1969 году.
-
между бывшими разъездом Арша и ст. 87 км (Верхнеаршинск).примерно такой пейзаж могли наблюдать пассажиры поезда.рельсы разобрали ещё в 1969 году.
-
между бывшими разъездом Арша и станцией 87км (Верхнеаршинск).примерно такой пейзаж могли наблюдать пассажиры поезда.рельсы разобрали ещё в 1969 году.
-
между бывшими разъездом Арша и ст. 87 км (Верхнеаршинск).примерно 84 км. в паровозные времена здесь тоже был разъезд.
-
слева шпалы бывшей дороги, прямо - асфальтированый перон, справа здание вокзала. одна из улиц деревни была сожжена в фильме "вечный зов". хорошо хоть кино про войну не снимали, вот и уцелел вокзал. была мысль сделать инсталяцию и сфотографировать на пероне парочку, одетую по моде начала прошлого века. этакие затеряные во времени, среди иванчая и тишины.
-
слева шпалы бывшей дороги, прямо - асфальтированый перон, справа здание вокзала. одна из улиц деревни была сожжена в фильме "вечный зов". хорошо хоть кино про войну не снимали, вот и уцелел вокзал. была мысль сделать инсталяцию и сфотографировать на пероне парочку, одетую по моде начала прошлого века. этакие затеряные во времени, среди иванчая и тишины.
-
трасса узкоколейки обозначена дрожащей красной линией. вдали - В. Катав (Самодуровка) За Самодуровкой хребет Сухих Гор.
-
трасса узкоколейки обозначена дрожащей красной линией. вдали - В. Катав (Самодуровка) За Самодуровкой хребет Сухих Гор.
-
-
станция нура. август 1984г.
-
станция нура. август 1984г.
-
-
март 1990г. вторая серия. первую серию смотри фото № 1570
-
в районе бывш. станции Юрюзань.
-
рано утром специальный рейс "кукушки" развозит жителей тирляна на покос. инструмент загружается на платформы, люди едут в теплушках. остановка поезда "по требованию" - практически на всех полянах. мы едем на открытой платформе, наслаждаясь утренними пейзажами и ж/д экзотикой.
-
прибытие поезда на станцию катайка. видно как некоторые пассажиры сидят на полу вагонов, свесив ноги наружу. можно было ездить и так.
-
станция нура была "главным вокзалом пассажирского сообщения" БЖД. отсюда отправлялись поезда и в Тирлян и в Тукан.
-
третья серия. первую смотри фото № 1570, вторую № 3548.
-
Мачта бывшего семафора у бывшего разъезда "Рудник" (в 9 км к югу от Верхнеаршинского по БЖД).
-
С трудом рассмотрели полотно узкоколейки под неглубоким снегом. Мачта семафора, стоявшая возле бывшей станции еще года три назад, срезана у основания.
29 апреля 2006г
-
Многие шпалы выдернуты из насыпи и оставлены прямо на полотне или же оттащены в сторону. Зачем и кто это делает не понятно.
Эта шпала - первая из многих, встреченных нами позже. Сверху на шпалу кто-то положил пару костылей (на фото видно в центре шпалы). Получился своеобразный памятник узкоколейке...
29 апреля 2006г
-
Могила у дороги. У бывшей дороги. Мимо нее когда-то ползли тепловозики, люди читали табличку, вспоминали человека. Для того она и была у дороги, чтоб вспоминали...
Нет теперь дороги, и вокруг никого нет. Таблички с именем не сохранилось. Осталась тишина вокруг и пустота. Как будто и не было ничего никогда.
29 апреля 2006г
-
Водопропускная труба под насыпью дороги. Конечно, никакой художественности у фото нет, не в том дело.
Меня удивил вполне современный ее вид. Когда делали эту насыпь и, соответсвенно клали в нее трубу? (от Верхнеаршинска это километрах в 4 к югу). Или трубу уложили позже, во время какого-нибудь ремонта?
Под насыпью вообще много водопропускных сооружений. В основном они не железобетонные (как здесь), а сложены из природного камня в виде тоннельчиков. Очень много мелких водопропусков, сделанных в виде междушпальных лотков. Выполнены, опять же, кладкой из природного камня.
29 апреля 2006г
-
Придорожный столбик с какой то служебной информацией. Возможно - с информацией о параметрах приближающейся кривой (поворот дороги). Надписи сохранившиеся на жестяных табличках выглядят в виде "2-200".
Или же это предписания для машиниста о рекомендуемой скорости или еще чего.
29 апреля 2006г
-
Вдоль узкоколейки тянулась линия связи (?) После смерти дороги, умерла и связь. Большинство столбов уже попадали. Остались редкие, стоящие самостоятельно или висящие на проводах (а провода лежат на окрестных деревьях).
29 апреля 2006г
-
К югу от Верхнеаршинска узкоколейка уже достаточно сильно заросла. Когда-то здесь шумела жизнь. Каждый день ехала туда-сюда тысяча человек. Природа, казалось, отступила. Но прошло немного лет, и все изчезло. Исчезла из этих мест суета, никому никуда не стало нужно. И лес опять смыкает стены. Пройдет еще лет 10 и... кто знает что будет...
29 апреля 2006г
-
Предупредительный знак перед поселком Рудник. Был установлен со стороны Верхнеаршинского, за несколько сотен метров до семафора и последующего входа на станцию. Теперь лежит в придорожных кустах. Сам знак - весь в пробоинах от выстрелов.
29 апреля 2006г
-
Табличка, прикрепленная к мачте лежащего предупредительного знака (
см. фото).
Текст: "ЭТЗ МПС ГОМЕЛЬ черт№ ___ № 1954г."
Для гурманов БЖД.
29 апреля 2006г
-
Мачта семафора у входа на бывшую ст. Рудник со стороны Верхнеаршинского. Самого семафора не сохранилось. Мачту можно использовать как обзорную. Например с верху уже виден бывший поселок Рудник. Измерили мачту GPS-ом - около 9 метров.
Мачта уже раскачивается, готовясь упасть в ближайшие годы.
29 апреля 2006г
-
Мачта семафора у бывшей станции Рудник (
см. фото)
29 апреля 2006г
-
Заброшенный поселок Рудник.
В правой части кадра - пихта-свечка. Узкоколейка проходила мимо нее впритирочку. У этой самой пихты был вокзальчик.
29 апреля 2006г
-
Нежилой поселок Рудник со стороны бывшего вокзальчика. Один из домов изредка используется тирлянскими мужиками, приезжающими на окрестные покосы. Мы здесь встретили тирлянца (на фото слева), приехавшего за стогом сена.
Невдалеке от поселка были рудники - добывали железную руду.
29 апреля 2006г
-
Бывшая станция Рудник бывшей узкоколейной дороги. Насыпь железной дороги в правом краю кадра, рядом с темной проталинкой. За пихтой видно разрушенное здание "вокзала".
-
Останки вокзальчика на ст. Рудник. Здание стояло не фасадом к дороге, а боковой стеной.
29 апреля 2006г
-
Первая выемка, попавшаяся на пути от Верхнеаршинского. Пройдено уже больше 10 км, а выемка первая. Хотя, если считать, что дорогу строили от Тирляна, то выемка, наоборот, последняя перед Верхнеаршинском. Дольше дорога попросту стала обходить крутые склоны или идти насыпью.
А как копали ее? Вручную ведь?
29 апреля 2006г
-
Мост через реку Арша.
Кладка из натуральных камней.
мост еще весьма крепок, хотя видны признаки разрушения. Диагональная линия на ближнем устое - бывшее положение подсыпки, подмытой и унесенной уже рекой.
29 апреля 2006г
-
Тот же мост (
см. здесь), вид сверху. Вероятно, настил сохранился со времен узкоколейки, значительно не обновляясь. По мосту тирлянские мужики еще не боятся ездить на телегах.
-
Типичный участок бывшей узкоколейки километрах в 10 севернее Тирляна. Поезда здесь не ходят давно, но ощущение такое, что рельсы сняли только вчера. Насыпь совсем не заросла, видны даже, как-будто, следы на земле от лежавших рельс. На самом деле это следы телеги - тирлянцы изредко ездят по насыпи на сенокосы.
29 апреля 2006г
-
Надпись на скале: "С.П.Н. 1939г". Скала - примерно в 9 километрах к северу от Тирляна, прямо вдоль бывшей узкоколейки. С.П.Н. - вероятно инициалы автора надписи. Хотя надпись даже не написана, а выбита на поверхности скалы. Затем надпись покрылась лишайником (если б не лишайник, и не разглядели бы, вероятно). Кроме этой, на скале еще много надписей вроде "здесь был Вася". Годы написания - 50-60 (54 видел). Старше 39 года надписей не усмотрелось.
29 апреля 2006г
-
~8 км к северу от Тирляна по бывшей узкоколейки. На поляне однаружились руины неизвестного здания. Вероятно, все оно было каменное, но сохранился только цоколь. Здание было примерно 5x10 м. Входы со всех 4-х сторон. Длинная сторона - вдоль узкоколейки (невысокая насыпь ее видна на фото перед кустами, слева). Материала, из которого было построено здание рядом нет - то ли само здание разобрали и увезли стройматериал (специально или же растащили), то ли не достроили его. Непонятен и земляной бугор в периметре цоколя, поднимающийся выше отметки предполагаемого пола.
По площади и по четырем входам, здание больше всего похоже на небольшой вокзальчик.
На карте в этом месте никаких строений или поселений не обозначено.
Что это было, знает кто-нибудь?
29 апреля 2006г
-
Выемка, пробитая в скале. Северные окраины пос. Тирлян.
Справа - тирлянский пруд.
29 апреля 2006г
-
Та же выемка. Высота стенок - до 5-6 метров. Длина выемки - метров 100.
29 апреля 2006г
-
То немногое, что осталось от Тирлянского завода... Еще 12 лет назад завод работал. Пока не случился прорыв плотины тирлянского пруда в 1994г.
Сейчас здесь лишь битый кирпич. Чуть в стороне люди перелопачивают кубометры земли в поисках металлического лома (на фото видны кучки земли у левого края).
-
Одно из зданий бывшего завода в Тирляне. Запустение. Ощущение, что жизнь ушла из этого здания давным-давно. 12 лет назад завод еще работал, теперь бурьян и деревца растут даже по верхам стен.
-
Стена одного из
зданий бывшего завода в Тирляне. Кладка - сочетание натурального камня и кирпича. Стоили основательно и надолго. О красоте не забывали - башенки по углам здания тому свидетельство. Основательно и красота оказались кому-то не нужны. Завод закрыли, оборудование распродали, кто-то положил в свой карман деньги...
-
Зубчатое колесо, оставленное как памятник заводу. Здесь стоял прокатный цех.
-
Первые рельсы, встреченные по дороге от Верхнеаршинска. Место пересечения бывшей узкоколейки с автодорогой - въездом в Шушпу. Шпала лежащая поперек на рельсах ограничивает кому-то путь. Кому? Самодеятельным дрезинам местных жителей? Ни одного средства передвижения по рельсам встречено нами не было.
1 мая 2006г.
-
Стрелочный перевод в северном створе станции Шушпа. В рабочем состоянии. Ручной привод. Есть фиксатор предохраняющий от самоперевода стрелки.
-
Разъезд в Шушпе сохранился полностью. Ничего (визуально) не разобрано. Здесь у нас появилась надежда, что дорога дотянется непрерывной нитью до Белорецка. Надежда не оправдалась...
1 мая 2006г.
-
Станция Шушпа.
Поезда здесь можно ждать сколько угодно. Не приедет.
1 мая 2006г.
-
Станция Шушпа. Пара домов возле станции сильно разрушены. Что это, следы наводнения 1994 года, когда прорвало плотину Тирлянского пруда? Эти дома стоят ближе других к Белой.
1 мая 2006г.
-
Южный створ станции Шушпа. Стрелочный перевод так же (как и с северной стороны) в рабочем состоянии.
1 мая 2006г.
-
Семафор с южной стороны станции Шушпа. Кажется единственный, уцелевший от Верхнеаршинска до Белорецка. Станция Шушпа непосредственно за поворотом.
-
Без русского "Авось!" на БЖД явно не обходилось. Составы по дороге ходили тяжелые, шпалы постепенно заглублялись в насыпь, под рельсы подставлялись куски других шпал. Работало!
-
Надпись на рельсе "К.М.З. им. Сталина"
-
Надпись на рельсе "КМК 1964г Р-24"
"Р-24" - значит, что погонный метр рельса весит 24 кг. Эти килограммы и стали смертельными для дороги, уж слишком жалко было Мечелу оставлять "валяться" эти килограммы качественного металла среди гор и лесов.
-
Обрыв нити железной дороги между Шушпой и Катайкой. Не хватает метров 200 рельс, затем нитка вновь возобновляется. Рельсы не были разобраны (не было снято их болтовое соединение), а были просто отрезаны газовым (?) резаком. Возможно этот кусок дороги утащили какие-либо самостийные разборщики. Разрыв - песередине между Шушпой и Катайкой.
1 мая 2006г.
-
Участок дороги вдоль р.Белой. Немного севернее Катайки. Здесь нет никаких визуальных следов разрушения, как-будто поезда еще ходят.
1 мая 2006г.
-
Пристанцонное строение в Катайке. Над дверью табличка, написанная по тому же трафарету, что и Тирлянская, описанная Сергеем Болашенко в его статье про БЖД, там это предпоследня фотография ("Тов. Путейцы! Работа без жЕлетов...")
-
Разъезд в Катайке разобрали, остался один путь и следы от второго.
1 мая 2006г.
-
Это уже окрестности Белорецка. Взгляд назад, на дорогу, десятилетиями бывшую единственной для тысяч жителей поселков, пропустившую по себе тысячи составов. Теперь оказавшуюся не нужной (кому-то). Ставшею дорогой никуда.
1 мая 2006г.
-
участок БЖД шушпа - журболото.июнь 2006г.
-
12 августа 2006. Бывшая станция Шушпа.
В мае 2006 здесь было
так
-
-
Но я смотрю на него не с моста, а из его же окна.
-
Из атласа схем железных дорог СССР 1961 года издания, тираж 190000, цена 30 коп.
-
-
-
В этом месте сходится очень много дорог: лесная из Улу-Елги в Баскан, узкоколейка в Тукан, железная дорога, автотрасса. Перекрёсток семи дорог, в общем.
-
Разобрали, наверное, для того, чтобы не упал на железную дорогу. Ведь он теперь заброшенный и бесхозный. Снятая секция моста валяется рядом в кустах.
-
Рядом со станцией Улу-Елга.
-
Ст.Юрюзань(бывшая),ещё одно место которое нас приютила.
-
Символ Белорецка - старая водонапорная башня.
-
ель на бывшей станции Рудник
-
вид со станции Рудник на малахов камень.
-
сохранившийся дом на станции Рудник
-
-
Находится на северной окраине Абзаково. Слева - ручей Кульсугады.
-
Ручей сильно подмыл насыпь. Строительство бросили в 1914 году.
-
-
Август 1982 года.
Фото защищено авторскими правами. Использование без разрешения автора незаконно.
-
Граница Южно-Уральского заповедника на дороге ВерхКатав - Двойнишы, бывшая БЖД
-
Фото предоставлено Мавлитом Сиражетдиновым.
-
-
-
Станция "Кадыш". Посадка на поезд "Тукан-Белорецк" 1966 год.
-
На Шушпу. В полувагонах ещё тёплая сутунка (заготовка) для листопрокатных станов Тирлянского металлургического завода. Видна маркировка Бст3 кп (Белорецкая сталь 3"кипящая"), номер плавки и размер самой сутунки: 9,5х730 мм. Дата фотоснимка - 27 августа 1983 года.