Маршрут: Южный Урал
Время: 2010-2012
Участники: ?
Южный Урал выходного дня
Я с детства люблю природу Южного Урала - леса, озера, горы. Будучи жителем большого города я всегда старался выехжать на природу, в подростковом и студенческом возрасте ходил в походы в теплое время года (май-октябрь). Но с какого-то момента жизни мы становимся "тяжелее на подъем". Поездки на природу становятся все реже и, в большинстве случаев, в такие места, куда удобнее всего приехать. Мы называем это "вылазки" и даже "походы выходного дня", но, увы, встреча с природой также меняет свой формат, порой до неузнаваемости. Например, палатка ставится возле машины, ужины у костра просто превращаются в посиделки с выпивкой, шашлыкыми и другой закуской. На следующее утро поздний подъем, выход по самой известной тропе на самую доступную гору поблизости и, как правило, в неполном составе, потому что у некоторых участников "голова болит после вчерашнего".
Живу я в Челябинске. В последнее десятилетие я часто занят по работе, а в отпусках я путешествую по стране и миру. Но в теплое время года у меня всегда есть несколько выходных дней, когда я снова могу встретиться с уральской природой в формате "Поход Выходного Дня" (ПВД). Несколько лет назад я пересмотрел свое отношение к ПВД и хочу рассказать читателям о моем опыте организации и проведения таких небольших походов.
Хочу поблагодарить всех участников моих экстремальных ПВД, особенно мою жену Галю, Дмитрия Белоногова, Максима Новокшенова, Павла Сиражева, а также остальных спутников в моих приключениях: Антона Анзулевича, Олега Павлова, Рима Риянова, Александра Сиражева, Руслана Валеева и других моих спутников. Огромное спасибо всем, приглашаю в следующие походы.
Маршрут для похода планируется заранее. Я использую и личный опыт, и отчеты других туристов, и карты и другую доступную информацию. Большинство моих маршрутов - для людей с хорошей физической подготовкой. Горы Южного Урала расположены западнее Челябинска на 100 км и более. Из Челябинска приезжаем на машинах. Пешеходные маршруты начинаются и заканчиваются в одном и том же месте - там, где остается автомобиль.
Типовые сроки ПВД: отъезд из города в пятницу после работы, возвращение - к концу дня в воскресенье. Типовой план ПВД следующий:
Расскажу подробнее о реализации этого плана.
Окончательное решение о дате похода я принимаю, как правило, за 2 дня выхода, когда известен прогноз погоды на период похода. Например, если выход в пятницу, то решение принимаю в среду. Я не хожу, если прогноз плохой. Если прогноз сомнительный, но собралась хорошая команда, то я скорее всего иду. Были случаи, когда сомнительный прогноз не сбывался и получалось все намеченное. Бывало и наоборот: сильный ливень во второй половине субботы рушил все планы и заставлял возвращаться в аварийном режиме.
Сбор вещей и продуктов в поход выполняется до дня выхода в ПВД. Нужно экономить время в первый вечер похода, вещи собираем заранее. Я хожу не один, если группа выезжает из города на моей машине, то бывает, что я собираю в машину рюкзаки участников группы накануне вечером, например в четверг, или в день выезда рано утром, например в пятницу. Также точно я отдаю свой собранный рюкзак товарищам, если еду пассажиром. Машина также заправляется накануне выезда.
Выезд из города я планирую так, чтобы после работы как можно быстрее уехать к началу пешей части маршрута.
Челябинск большой город, мои попутчики живут и работают в разных районах. Путь внутри города до его границ и места встречи с участниками похода мы согласуем каждый раз, чтобы всем было удобно и в пробках стоять как можно меньше. Как правило выезд из города бывает в 17:30 - 18:30. Время поездки в машине - от 2 до 5 часов. Пешая часть маршрута начинается в самых разных населенных пунктах от Златоуста до Верх-Катава,.
Требования к участнику ПВД в момент выезда из города: быть сытым, настроенным на ужин через 6-8 часов после выезда. Не каждый участник может попасть домой после работы перед походом, чтобы переодеться. Как быть людям, работающим в фирмах, где есть дресс-код? Все просто: вместе с рюкзаком положить в машину комплект походной одежды. В машину сесть в офисной одежде. По дороге мы остановимся где-нибудь за городом и переоденемся. Офисная одежда, аккуратно упакованная, будет ждать в машине до конца похода.
Итак, приехали на место. Ну и что - сразу ночевать? Доступны для ночлега только стоянки в общественных местах, типа выход из Тюлюка на Иремель. Или нужно идти на "удаленные стоянки". Поэтому в моих маршрутах есть "Переход первого дня" (как правило пятница, поздний вечер) - это ночной переход с рюкзаками, длиной до 11 км с подъемами. Такой переход я всегда планирую по знакомым тропам и дорогам. Там, где ранее хотя бы однажды ходил днем. Каждому участнику похода обязательно нужен личный фонарь. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы кто-нибудь отстал в ночном лесу. В критических ситуациях нужно дожидаться, возможно разгружать отстающего участника.
Первая ночевка. Место для ночевки может быть любым, даже там где нет ручья. Воду для ужина можно принести с собой и продумать это заранее. Персональную бутылку 1,5-2 литра каждый участник несет сам для себя, об этом договариваемся заранее. Костер на первый ужин тоже совсем необязательно. На первый вечер я, как правило, беру холодный ужин, чтобы как можно быстрее лечь спать и, таким образом выиграть время во второй день ПВД. Время первого отбоя в ПВД: 24:00 … 03:00, зависит от выбранного маршрута, состояния тропы и темпов передвижения участников группы.
Время подъема во второй день ПВД зависит от времени отбоя накануне. Достаточной длительностью сна для первой ночевки в ПВД я считаю 6 часов. Самый поздний подъем во второй день ПВД на моей памяти - в 9:15.
Завтрак на утро второго дня: в общем случае на месте ночлега, горячий, готовим как можно быстрее. Был ПВД, когда мы ночевали "всухую", утром сняли лагерь, прошли с вещами 2 км к ручью и там позавтракали.
Если первая и вторая ночевка на одном и том же месте, то лагерь можно не снимать. Главная цель утра второго дня - быстрее начать пешеходную часть маршрута.
Пешеходная часть маршрута на второй день ПВД - это самая трудная часть ПВД, протяженность этой части - до 30 км, количество гор 1-3, длительность от 10 до 14,5 часов. Это достижение целей ПВД, а они уникальны для каждого маршрута. Примеры смотри ниже. Пешеходная часть во второй день бывает:
Питание в течение второго дня ПВД: 2 холодных перекуса и несколько "допингов" типа сухофрукты, леденцы, шоколад и т.д.
ПВД, описанные в примерах ниже, были в 2010 и 2012 годах, в том числе в период неординарной засухи. Мы с товарищами знали куда идем и что хотим достичь. У каждого из нас был свой запас воды по 3-4 литра на человека.
Второй ночлег ПВД. Ужин - горячий. Вот сейчас можно позволить себе костер с дополнительным чаем и задушевными туристическими разговорами. Цель второй ночи - выспаться, как следует восстановить силы после 2х дней ПВД. Это особенно важно для водителя, который на следующий день повезет группу домой.
Цель третьего дня ПВД: вернуться в город (Челябинск) в разумное время, то есть где-то в 20:00..21:30. Этой цели подчинено все расписание третьего дня: подъем, завтрак, пешеходная часть маршрута до возвращения к машине и другие дела третьего дня ПВД. Маршрут пешеходной части для третьего дня я планирую таким, чтобы он занимал не более 4х часов (не более 15 км), но бывало и 20 км. Итак некоторые детали 3го дня ПВД:
Теперь пора рассказать собственно о походах:
Комментарии
Огромное спасибо за то, что решил поделиться своим опытом. Очень внятная и, наверное, правильная в нынешние времена, концепция путешествий по Юж. Уралу, нас,жителей оного Урала.
Владимир, ты сделал большой шаг в пропаганде туризма в наше время, когда "...палатка ставится возле машины, ужины у костра просто превращаются в посиделки с выпивкой, шашлыками и другой закуской..." сформулировав и опубликовав свою концепцию организации ПВД.
У нас в Магнитке тоже есть несколько групп с подобным принципом организации.Но никто не торопится поделиться с другими своим опытом, впечатлениям, да даже просто и похвалиться на этом сайте. А подобные материалы действительно способны подвигнуть людей поднять свою жопу с насиженных мест.
Моё мнение: только путешествуя (по Уралу, стране и миру), мы по-настоящему начинаем любить свою Родину. А значит начать заботиться о ней, начать улучшать её и свою жизнь в ней, а не ждать, когда добрый дядя (Путин, Сталин, британские учёные, депутаты, твой начальник и прочая, прочая, прочая) сделают твою жизнь лучше.
Я готовлю сейчас еще 3 рассказа, пришлю в ближайшие дни.
А еще у меня есть вопросы к Вам:
1. Какие маршруты реально пройти в подобном стиле, если я поеду из Челябинска в Затирлянье? Время в пути потребуется 6-7 часов в один конец, а сроки у меня такие же, как обычно.
Я допускаю ночевку с пятницы на субботу, свернув с дороги в любом месте. Тогда в субботу нужно будет немного доехать к началу маршруту, а в воскресенье вернуться туда рано.
Какие маршруты посоветуете?
2. Как организовать "смешанную группу"? Группу, в которой не только подготовленные мужики, но и жены, дети, менее спортивные друзья. Ваши идеи? чтобы всем было интересно?
У меня была один такой поход. Я привел компанию в пятницу ночью в лес под Иремелем. Ушел в одиночку в субботу спозаранку. Думал они нагуляются по горе, а вечером общий костер.. Друзья же, при участии моей жены, в ту субботу прошли "курс повышения квалификации на соответствие статуса Ивана Сусанина". Они пошли с Иремеля в направлении Жеребчика и куда-то спустились в лес в расчете найти "Золотую Бабу" и тропу, где та стоит.. Шли они по тайге до самой "нижней тропы". Сейчас все вспоминают ту субботу с улыбками..
Но впредь "смешанные походы" хотелось бы проводить менее экстремально.
Итак:
- Белорецк (р-н пос. Октябрьский - развилка уфимской трассы и дороги на ж.д. вокзал) - Кирель - дер. Нура.
- Тирлян - Инзерские Зубчатки (г. Маяк) - Тирлян.
- Нура - Ямантау - Нура.
- Нура - г. Маярдак (1225,4) - Нура
- Верхнеаршинский - г.Медвежья (она же г. Машак 1265,3) - Тирлян
- Верхнеаршинский - Малый и Большой Кумардаки - г.Медвежья (1265,3) - Верхнеаршинский.
- Отнурок - Ялангас - Отнурок.
- Шушпа - Журболото - Ялангас - Отнурок.
2. Делали подобное, двигаясь двумя группами к заранее оговоренной стоянке разными маршрутами. Например, поход Шушпа - Журболото - Ялангас - Отнурок (он был только на суб-воскр) вторая часть группы шла по более простому пути Отнурок - Ялангас. Вечером в субботу мы встретились уже на стоянке и спустились вместе на следующий день к Отнурку.
Белорецк- Нура-Кирель-ур. Куязы-Салаваттау-Маярдак (1225)- Голенькая (др. название Индеец)-Мохнатка(1129, зап. оконечность Ялангаса)-Соколиная-Нура. Что-то из этого списка можно исключить.
Шушпа-Россыпная-Ялангас-Журболото-Шушпа.
Тирлян-Столбищи-Журболото-Тирлян.
Белорецк-Кага(или с Кагарманово или с Исмакаево)-Шатак.
Белорецк-Шигаево- Крака Северная.
Белорецк-Рысакаево. Арвякрязь.
Магнитогорск. Абзаково (горнолыжка). траверс зап. гряды Крыктытау- г. Кушай-траверс вост. гряды Крыктытау-горнолыжка Абзаково.
Магнитогорск- Банное. Восхождения на Шершилтау, Кусимова, посещение всяческих скалодромов. вариантов мильён.
Магнитогорск-Кужаново-кужановские лиственницы - Караташ.
Короткий маршрут: Магнитогорск-автоперевал на Белорецк. Радиалки на Курташ и Синие Скалы (Кульсугадыташ).
Белорецк-Шарипово-Крака Центр.
Тирлан-Миселя-Колокольня-Медвежья (Машак,1265)-Миселя
Игнатьевская пещера (пешком вдоль Сима)
Аша - Воробьевы горы - Миньяр
Аша - Атыш - французская поляна