Техническое описание маршрута:1. Район путешествия - Горный Алтай. 2. Нитка маршрута пос. Чибит- р. Чуя до р. Катунь- по р. Катунь- пос. Чемал. 3. Общая протяженность маршрута 230 км. Из них: - пешком 10 км. - сплав на катамаранах 220 км. 4. Продолжительность путешествия 20 дней, на активной части путешествия 15 дней, полевых ночлегов 15 дней. 5. Время путешествия с 30 июля по 15 августа. 6. Вид туризма - водный 7. Категория сложности - четвёртая.
Остановились мы на поляне правого берега реки Чуи выше пос. Чибита за каньоном Мажойского каскада. Весь лес годный для строительства рам катамаранов вблизи поляны вырублен и поэтому приходилось за жердями подниматься высоко в горы. Для пищи воду использовали вначале из реки Чуи цвета молока, а затем коричневую т.к. все ключики вдоль реки были скрыты большой водой до самой Катуни. 4.08. Начали сплав до пор. "Буревестник". Первые валы начинаются через 50 метров от начала сплава. Все камни почти скрыты под водой. Под мостом через р.Чуя выше пос.Чибит проход чистый по валам. Бельбашские разбои все скрыты под водой, остался один вал более 1 метра.
Прошли порог "Сумрачный".
Порог "Буревестник" начинается после острова на прямом участке, через 300 метров от порога "Сумрачный" Заходить надо было в нашу воду с правой стороны острова, а мы зашли с левой стороны, и двухместный катамаран после слива в пенной яме перевернулся, а дальше один выбрался на катамаран и сопровождал судно, а другого отбросило в струю. Вал более 1,5 метра и течение более 12 км/час. Катамаран зацепился морковкой за подводные камни и пристал к поваленной берёзе, а другого участника морковкой выдернули из струи на берег. В этот день сплав занял 2 часа, и прошли 18 км. Другим группам рекомендуем пристать к правому берегу как покажется остров для разведки порога и определения линии движения. Порог "Буревестник" имеет длину 250 м. Порог "Яр Балык" расположен на 200 метров ниже селения Яр Балык. Порог простой проходили с разведкой с воды.
Дальше до пор. "Бегемот" серьёзны препятствий нет. Ориентиром порога "Бегемот" служит ручей Айгулак в 1 км выше моста через р.Чуя, за которым сразу начинается порог. Мы пристали к левому берегу выше моста. Здесь хорошие места для стоянок, мы обнесли рюкзаки за порог и остановились на поляне левого берега за порогом. Порог "Бегемот"- одно из сложных препятствий на р.Чуя, имеет мощные сливы, бочки, пульсирующие валы высотой более двух метров. Длина порога примерно 400 метров. Условно можно разбить на 7 ступеней. Наиболее опасны 1 , 3 , 4. Первый слив находится между опорами моста высотой 1,5 метра за ним такой же стоячий вал. Второй слив проще, но за ним тоже высокий вал. На третей ступени в сливе "зуб", на который несёт основная струя. Вода кипит на первых трех ступенях. Четвертая ступень мощный слив с закрученным валом. Пятая ступень прямой слив. Шестая ступень слив с пульсирующим валом на выходе. Седьмая ступень простой шиверный участок длиной 50 метров. Вопрос о прохождении решили после просмотра прохождения порога ярославцами. Этот порог проходится в нашу воду по основной струе быки, и зубья скрыты под грязной большой водой. Посмотрев прохождение порога ярославцами, мы решили обнести и катамараны за порог.
5.08. Начали сплав после 11 часов через 2 км после пор. "Бегемот" идет порог "Классический". Ориентир - крупные скальные обломки в русле. Основная сложность - навал воды на скальные обломки за которыми пенные ямы вал более 1,5 м. Можно посмотреть справа , а мы шли без разведки с берега . Порог "Классический" сразу переходит в порог "Слаломный" длиной 2 км. На нём укладывается порядка 10 порогов обычного понятия, но пристать между ступенями можно. Река сжимается местами до 20 метров и скорость течения значительно возрастает. В конце порога примерно после двух третей пришвартовались к правому берегу для разведки и съёмки, так как огромная глыба у правого берега хороший ориентир. Шли по струе отгребаясь от пенных ям ближе к правому берегу. Через 1 км пор."Обманный" длиной 200м. Он пройден без береговой разведки как дальнейшие пороги "Веер", "Городовой", "Дозорный". Серьёзное препятствие это мост под который нельзя втиснуть катамаран. Мы его обнесли по левому берегу, и купив на хуторе 3 кг свежего мяса и картошки.
6.08. Проходим порог "Дозорный" по струе и избегаем навала на скалу. Поселок Белый-Бом имеет два моста, которые проходятся спокойно, как и пор. "Белый-Бом" в котором только валы. В деревне Иодра перед мостом мы остановились, чтобы обсохнуть и посмотреть на порог "Иодринский". Порог прошли без напряжения, спокойно отгребаясь от пенных ям и камней. Пор. "Иодринский" у последнего дома деревни Иодра длиной 1,5 км. В пороге косые валы несколько суженный. У фермы Мокрый порог проходится спокойно без береговой разведки.
Порог "Турбинный" его ориентир высокий обрывистый берег (около 50м), как бы стеной перегораживающий берег. Пристали к правому берегу и сходили на разведку. Пор. "Турклуб Горизонт" начинается через 700м после пор."Турбинный".Посмотрев пор. "Турбинный" где основная струя бьёт в скалу правого берега и судно может быть припечатанным к скале мы решили его обнести дороге правого берега. Но подойдя к пор. "Турклуб Горизонт" и посмотрев на него мы решили и его обнести. Обнос порогов по дороге 2 км на правом берегу.
7.08. Обнесли пороги и сплавляемся по шивере до р.Катуни, где на правом берегу р.Катуни и левом берегу р.Чуи хорошее место стоянки (Фото 14).
8.08. Утром сходили на ближайшую безымянную гору и посмотрели на г.Белуху. После обеда сплавились за р.Сельджар до хорошей стоянки на правом берегу. Снами шли 6 рафтов, два катамарана 4-х местных и два каяка из Нижнего Новгорода до р. Б.Яломах. Серьёзных препятствий нет, но хороший вал более двух метров.
9.09. В этот день первое серьёзное препятствие пор."Ильгуменский" за устьем одноименного ручья слева и недавно построенной конной туристической базы на левом берегу р.Катуни на правом берегу хороший песчаный пляж. Пор."Ильгуменский" представляет собой сужение русла мысом левого берега и крупными камнями у правого берега. За сужением русла в основной струе мощный пульсирующий вал до трех метров, который мы обошли по краю справа. На берегу очень много зрителей. На ночевку останавливаемся у р.Айлагуш.
10.08. Днёвка.
11.08. Вышли утром часов в 10, а не как всегда около 12. Доходим до р.Кадрин за которой находится "Кадринская труба" длиной 2 км. Порог представляет собой сужение русла до 40-50 м с постепенным расширением. Подводных камней нет, но большой расход воды, высокая её скорость приводит к сильному вертикальному перемешиванию потока, что вызывает мощные (до 3 м) пульсирующие валы "Грибы" и мощные воронки. Идем впереди группы из г.Екатеринбурга они следом в 40м от нас. Пульсирующим валом сбрасывает катамаран в воронку у левого берега и через правую гондолу и переворачивает 4-х местный катамаран. Быстро вылезаем на перевёрнутый катамаран и отказываемся от помощи от группы из г.Екатеринбург. катамаран двойка, увидев наш оверкиль, ушел от пульсирующего вала и ждал на в ближайшей улове у правого берега, где мы перевернули четырёх местный катамаран. До порога "Шабаш" (Кузюрский) начинающимся за ручьем Кузюр на правом берегу после галечного острова, идём без береговий разветки, здесь уже обносила груз группа из г.Екатеринбурга. После нас подошли следом Москвичи на рафте, грузовом 4-х местном грузовом катамаране и двухместном. Москвичи сплавлялись, как и мы по р.Чуи. Они рассказали нам, что рафт в пор. "Турбинный" прижало к скале правого берега и половина экипажа выбралась на скалу а другая половина после переворота ушла в порог так и прошла порог "Турклуб Горизонт" за которым с помощью спасателей пристали к берегу. Порог "Шабаш" делится на две части, особенность которых валы до 3-х метров. В перовой ступени валы расположены в левой половине русла ближе к центру. Проход в правой части свободен, но затруднен вход в него полутораметровым сливом и пенной ямой за ним. Проходим по центру и пристаем к правому берегу. Москвичи проходят сразу обе ступени. Вторая ступень это валы около 3-х метров с пульсацией. Катамаран 4-х местный на положительной скорости спокойно прошёл и пристал к правому берегу, тут же подошла группа из г.Екатеринбург они стали привязывать рюкзаки. Катамаран 2-х местный шел по валам на отрицательной скорости и на предпоследнем вале его отбросило к правому берегу, а в следующем валу винтом через левую гондолу перевернуло. Один член экипажа сразу выбрался на катамаран и причалил его в улово левого берега, а затем и к берегу, а другой без помощи приплыл с веслом к правому берегу за волами. Переправив матроса пострадавшего судна на другой берег, мы сразу поплыли дальше. Перед впадением реки Б.Сульмута за 100 м на левом берегу строится туристический кемпинг, где уже есть баня, хорошая стоянка и недорогой магазин, где можно всё купить. Мы остановились перед впадением реки Б.Сульмута, а устья остановились Екатиренбуржцы. Рыбы в р.Б.Сумульта вечером и утром мы не поймали.
12.08. До речки Б.Алла серьёзных препятствий нет, если не считать валы до 2,5 м с пенными ямами.
13.08. До пор. "Тельдекпень-1" можно идти спокойно ориентиром на порог служит ферма на левом берегу и линия электропередач через реку. Разведывали порог от песчаного пляжа на правом берегу до моста через р.Катунь, по правому берегу. Порог представляет собой сужение до 50-60 метров с очень изрезанной береговой линией каньонного типа. Перемешивание воды очень интенсивное. Во многих местах периодически выступают грибы (поганки) и возникают блуждающие воронки. Проходим с грузом ближе к левому берегу. До пор. "Тельдекпень-2" всего 1 км. Струя, сжатая выступом левого берега и скалой справа, образуя мощный слив за которым возникают грибы и воронки. Проходим ближе к левому берегу. За порогом на левом берегу делаем остановку.
14.08. Участок до пос.Чемал относительно прост. Препятствия -местные сужение реки с валами до 2,5 м. Особо стоит отметить лишь пор. "Еландинский" и "Чемальские ворота", требующих разведки но в нашу воду можно было их не разведывать.
График движения группы
Дни пути |
Дата |
Участок дневного перехода |
Протяженность, км |
Способ передвижения |
Характер пути,опасные участки, препядствия |
Метеоусловия |
1-3 |
30.07-01.08 |
Снежинск-Бийск |
- |
Автобус,поезд |
- |
- |
3 |
1.08 |
Бийск - п.Чибит |
- |
Авто |
- |
- |
4 |
2.08 |
Сборка катамаранов |
- |
- |
- |
Дождь |
5 |
3.08 |
От п.Чибит до пор. "Буревестник" |
18 |
катамараны |
Бельбешские разбои, пор. "Сумрачный" и"Буревестник" |
до обеда дождь |
6 |
4.08 |
От пор. "Буревестник" до пор. "Бегемот" |
8+1 |
катамараны+пешком |
Валы более 1 метра |
Солнце |
7 |
5.08 |
От пор. "Бегемот" до р.Дозорный |
15 |
катамараны |
Пор. "Классический" ,"Слаломный", "Веер", "Городовой" |
Солнце |
8 |
6.08 |
От р.Дозорный до пор. "Турбинный" |
30 |
катамараны |
Пор. "Дозорный", "Иодринский", "Мокрый". |
Солнце |
9 |
7.08 |
От пор. "Турбинный" до р.Катуни |
2+4 |
Пешком+ катамараны |
Непрерывная шивера |
Солнце |
10 |
8.08 |
От устья р.Чуи до р.Сельджар |
22 |
катамараны |
Валы более 2-х метров |
Солнце |
11 |
9.08 |
От р. Сельджар до р.Айлагуж |
17 |
катамараны |
Пор. "Ильгуменский" |
Солнце |
12 |
10.08 |
Дневка |
- |
- |
- |
Солнце |
13 |
11.08 |
От р.Долагуж до р.Б.Сульмута |
27 |
катамараны |
Пор. "Кадринский", "Шабаш" |
Солнце |
14 |
12.08 |
От р.Б.Сульмута до р.Б.Алла |
20 |
катамараны |
Пор. "Каянча" |
Солнце |
15 |
13.08 |
От р.Б.Алла до пор. "Тельдекпень-1" |
28 |
катамараны |
Валы |
Солнце |
16 |
14.08 |
От пор. "Тельдекень-1"за порТельдекпень-2" |
6 |
катамараны |
Пор. "Тельдекпень-1", "Тельдекпень-2" |
Солнце |
17 |
15.08 |
От пор. "Тельдекпень-2" до п.Чемал |
44 |
катамараны |
Пор. "Еландинский", "Чемальские ворота" |
Солнце |
18 |
16-19.08 |
Пос. Чемал - Снежинск |
- |
транспорт |
- |
- |
Автор: Смагин В.И.
Комментарии