Вы здесь

От "Эвереста" к Иремелю

            Правильнее было назвать это мероприятие проезд-поход, но обо всем по порядку.

            Иремель, если не ошибаюсь, был 7й вершиной в моем скудном списке походов в горы.
Первые пару гор довелось посетить еще в школе во время вылазок с классом на природу. Тогда как-то не ощущалась вся красота и притягательность вершин. И до недавнего времени я и не задумывался о том, что на природу можно выехать не только к реке или озеру, но еще и подниматься в горы. Причем это, лично для меня, оказалось даже приятнее, полезнее и интереснее.

            Началось все с того, что я прочитал аннотацию к фильму «Эверест», где заинтересовало упоминание советского (точнее, челябинско-сибирско-российско-кахахского) альпиниста Анатолия Букреева и его операции по спасению троих клиентов. Заинтересовало, тут же читаю статьи о нем и о трагедии 1996 года на Википедии. Дальше читаю «Восхождение» Букреева, книгу Кракауэра о тех событиях, книгу Месснера «Хрустальный горизонт», и еще книгу одного автора о восхождении на Эверест. Ни автор, ни название не запомнились. В памяти лишь остались забавные описания трудностей отправления естественных надобностей в верхних высотных лагерях)) В-общем, как то за недельку-другую, я слегка расширил свои познания в области альпинизма и его истории. Стало откровением, насколько оказывается это трудно – совершать восхождения на серьезные вершины.

До выхода «Эвереста» еще было время, поэтому решил, так сказать, для усиления впечатлений, сходить в горы. Да и вообще, столько прочитать, так заинтересоваться, и при этом не сходить в горы было бы просто преступлением. Залезаю в Интернет, узнаю, что ближайшая наивысшая гора находится всего то в 8 километрах и, якобы прямо в центре соседнего с городом села Старый Сибай. Время 16:00. Едем. С женой и братишкой. Нагружаю рюкзак, чтобы было тяжелее и реалистичнее. Начинаем восхождение. Подъем крутой, но не большой. Идти тяжело, дыхание сбивается. Вот что значит, практически полное отсутствие физической активности. Гора небольшая – поднялись всего за 15 минут, на вершине основательная металлическая тренога. Сразу же видим, что гора то не самая высокая в округе. Забираемся на пару соседних вершин, машем пролетающему вертолету. Темнеет, примечаем высочайшую гору в округе и едем домой. <![endif]-->

 

Через пару дней идем на эту высокую гору. Часть пути до подножия пешком. Красиво. Находим пещеру с узким проходом. Разглядываем в бинокль проносящиеся на сверхзвуке самолеты, похожие на ТУ-160. Весело. Тепло. Красиво. Возвращаемся домой.

 

Дальше посещаем пару вершин в районе озера Талкас в Баймакском районе. На одну из них отправились вдвоем с женой очень поздно, на первой ступени оказались, когда солнце уже зашло за горизонт. Пробирались вниз через непроглядный лес, благо взяли ориентир по компасу в телефоне. Поняли, что в лесу очень трудно идти туда куда нужно, если нет тропы. Почему-то постоянно уводило влево. Спустились. Поняли, что лучше к сумеркам быть уже в дороге домой.

Так подошло 24 сентября - время показа долгожданного «Эвереста». К слову сказать, ни один фильм никогда не сподвиг меня на какие то действия в реальной жизни. А благодаря фильму Кармакура – прочел 4 книги, сходил на 4 горы, и все это еще даже не посмотрев фильм!!! Видимо, любовь к горам все-таки была у меня где то глубоко внутри. ))

На премьеру поехал в первый же день утром в Магнитогорск, ибо только там можно было посмотреть в 2д, так как 3д мне не нравится своей темной картинкой. Фильм впечатлил, несмотря на прочтенные книги, погружаешься полностью. Весь сеанс сидел, дрожал от холода...

Вот такое длинное предисловие получилось) Так вот, что интересно, через 3 дня после премьеры, друг прислал мне ссылку на группу, где организовывалась поездка Иремель. Сразу же решил ехать. Рассчитывали изначально на дорогу в 280 километров через Белорецк. Но, выяснилось, что она проходима либо на УАЗиках, либо на лошадях. Не имея ни того, ни другого, решили ехать в объезд до трассы М5. А это уже 500 километров! Прогноз погоды обещает дождь и мокрый снег на 3 дня. Но это почему-то не пугало. Я был уверен, что поеду несмотря ни на что. Иремель манил. Собиралось порядка 17 человек, однако на встречу перед выездом пришло только 6. Решили выезжать пораньше, чтобы там переночевать, выспаться и свежими идти в гору. Никто из команды еще не был на Иремеле.

3го октября выспался, как следует перед дорогой, проснулся примерно в 13:30. Было очень холодно, поехал, купил резиновые сапоги, пару дождевиков, пару шоколадок и немного фруктов в рюкзак с которым двину на вершину. Воды для экономии веса взял литровую бутылку. Выехали из города в 7 вечера. 8 человек, 2 машины. Проезжаем Магнитогрск, Степное и сворачиваем по навигатору с трассы Челябинск-Магнитогорск налево. Как оказалось, зря. Дорога – ужас, длящийся примерно 120 километров. В такие ямы еще никогда не доводилось попадать! Было страшно за машину. На одной из таких ям на скорости в 80 км/ч всех реально подкинуло до потолка!!! В общем, ехал и думал, что, по-любому, есть хорошая дорога до м5, иначе по этой к нам в Сибай никогда бы не смогли привезти целые Чебаркульские яйца). Эти 120 километров через Уйское до Миасса преодолеваем за 2 часа! Выезжаем на м5, останавливаемся на перекус, заправку. Время 12 ночи. Ехать довольно далеко еще. Закрадывается подозрение, что переночевать с комфортом мы уже вряд ли сможем, точнее не успеем) Почти так и получилось. Самое нелюбимое время за рулем для меня – это ночь и дождь. И угадайте? Конечно, темно и дождливо. Доезжаем до поворота с трассы и двигаемся, кажется, вечность по грейдеру до Тюлюка. На дороге, на самом деле, грязная и сколькая снежная кашица. В итоге около Розы Ветров были в 3:16. Чуть больше 8 часов! Выходим и замечаем, что облака очень низкие, как будто не дальше чем в метрах 300 над нами. Красиво. Шум реки. Компания из нашей машины - решает спать в машине, компаньоны из другой – ставят палатку. Утепляемся, укладываемся, если можно так можно назвать почти сидячий сон. Ворочаюсь, думаю: почему же руль с педалями так сильно мешаются? Подъем в 6:50 утра. Проспал беспокойным сном, наверное, около 2 часов. Благо было с собой одеяло, да и вчетвером видимо спать в машине теплее, чем одному. Просыпаемся – на улице свежо, холодно и влажно.

Собираем рюкзаки и двигаем в путь по тропе. С нами метров 300 проходит местный довольно упитанный кот. Останавливаемся и готовим завтрак на одной из стоянок по пути возле моста. Гречка с тушенкой, горячий чай – благодать!

 В начале девятого, припрятав ненужный груз, отправляемся дальше в путь. Мимо начинают ездить УРАЛы и УАЗики с людьми. Тогда мы еще не понимали, зачем ехать на машине, если можно идти пешком? 

Через два часа мы у поста. Прошли, если не ошибаюсь, 8 километров. Покупаем билеты, инспектор призывает быть осторожными, предупреждает о плохой погоде на вершине. Надеваем дождевики и вверх. Подходим к Сукташу. Такой красоты прежде никогда не видел – каменная река, устремляющаяся вверх через хвойные леса, на высоту в 300 метров. Очень впечатляет.

Охлаждает пыл только мемориальная табличка в память о погибшем здесь парне..

Но мы оставляем рюкзаки с теми, кто не хочет взбираться и поднимаемся. Вдвоем с одним из парней взбираемся к вершинной скале. Скользко и страшновато. Перчатки промокли. Наверху туман, сильный ветер, один раз буквально сбивает с ног резким порывом. Решаем спускаться. Думаю о том, что обязательно нужно вернуться в хорошую погоду. Спуск еще опаснее подъема, на камнях мокрый снег, некоторые  глыбы неустойчивы. Благополучно спустились, перекусили и пошли дальше к вершине. Перчатки промокли насквозь. С собой в рюкзаке были запасные, но решил их надеть во время спуска. После Сукташа идем уже по снегу. Вокруг настоящая зима.

Встречаем двух мужчин, видимо отца с сыном - они уже спускаются. Говорят на вершине сильнейший ветер и снегопад. Идти становится тяжелее – ноет шея с дороги, рюказак усугубляет, сводит связку на ноге и начинает болеть палец, как будто левый сапог оказался потеснее, ну или нога больше) Двигаемся дальше. Выходим из леса – до вершины еще километр пути. Позади – шесть километров от поста и 14 от стоянки машин. Небольшой перекус, съедаю банан из рюкзака и понимаю, что уже почти дошел до вершины и ничего не съел, думаю зря тащил столько еды. Пить не хочется, да и вода холодная. На улице что-то около нуля. Стартуем дальше. Тут на вершинном гребне уже нет леса и сильнейший ветер. Вершину не видно в тумане или облаках.

Ветер несет в лицо снежную крошку. Иду полубоком. Обходим большую группу. Кажется, они совещаются по поводу поворота назад. Видимо, все-таки, решают продолжить. Доходим по жуткому ветру до места, где установлен флаг, за ним начинается подъем по крупным камням. Погода и видимость ухудшаются. Все поняли, что остаемся сегодня без вершины. Дальше идти опасно, гид из соседней группы разворачивает всех своих назад. Мы фотографируемся, снимаем видео и тоже начинаем спуск. Время 14:40.

Спускаемся к лесу. Тут идет дождь. И я понимаю, что уже невообразимо устал, а впереди еще 14 километров! Очень мокро. Должен сказать, у меня было с собой 2 дождевика, один совсем китайский и один посерьезнее и покачественнее. У поста я надел китайский и видимо на вершине его окончательно разорвало ветром.  Но от усталости я заметил это только тогда, когда понял, что промокаю. До машины еще было 12 километров. Но даже тогда не нашел в себе силы снять рюкзак и накинуть другой дождевик. Сделал это только возле Сукташа, и то потому, что уже окончательно промок и начал замерзать. Видимо один сапог порвался, и в нем было сантиметра полтора воды. Второй просто был очень мокрый. Я понимал, что нужно бы остановиться и попробовать вылить воду из сапога, но не было никакого желания останавливаться, так как, остановившись, даже на минутку, я сразу мерз, и начинало лихорадить. Стали посещать мысли, что уже не дойду. Тут то пригодились мои шоколадки и яблоки, которыми поделился с теми, кто шел в тот момент рядом. Подойдя к посту, и увидев большую группу ожидающих машины у костра, я понял, зачем все таки нужно было ехать наверх на УРАЛах и УАЗиках, и зачем нужно платить за это) Неимоверно хотелось тепла – костра, а лучше - бани. Замерз очень сильно.

 Один из наших разведчиков ( двое парней недавно из армии, служили в разведке) выдвинулся вперед, обещал разжечь костер. Я отдал ему спички и сухой спирт, что были в рюкзаке. И всю дорогу от поста до места завтрака, меня вела вперед только мысль об этом костре, запах которого я тщетно пытался учуять. Хотя я и понимал, что разжечь костер в насквозь мокром лесу без сухих дров и инструментов будет почти нереально, но в глубине души я надеялся на чудо и, наверное, это придавало сил идти сквозь дождь, временами превращавшийся в ливень. Связки на ногах окончательно свело от холода, мышца на шее видимо окончательно воспалилась и болела неимоверно, благо рюкзак был почти пустой. Идти я уже почти не мог. А оказавшись у моста и узнав, что костра все таки не будет, силы окончательно покинули меня - сильно отстал от основной группы и еле-еле доковылял до машины. Последний километр преодолевал, думаю, минут 30-40. Но все-таки дошел. Боже, как же хорошо, что я взял почти полный комплект сменной одежды с собой, кроме штанов, которые мне одолжил один из парней-разведчиков, за что безмерно ему благодарен. Простите за столь откровенные подробности, но свои трусы я выжимал!!! И это несмотря на то, что был в двух(!) штанах! Из сапог вылилось немало воды. Куртка, кофта и футболка тоже насквозь мокрые! Переодеваюсь, пытаюсь согреться. Время около 7 вечера. 4,5 часа пути абсолютно мокрым в дождь! Ощущал себя спартанцем) И хоть было смешно от усталости и собственной авантюрности, но в то же время было гордо, что несмотря ни на что мы это сделали!

Дожидаемся еще минут 15 двоих наших и вперед домой. И если туда я ехал ночью и в дождь, то сейчас к этому добавилось усталость, отсутствие музыки(так как был включен навигатор, который садился без зарядки, а музыка была только с фм-модулятора) и какой-либо болтовни в машине, так как всех сразу же сморило. Плюсом километров через 100 от Тюлюка перестала греть печка, видимо стал утекать антифриз. Стало холодно.  К тому же, я выехал с лопнувшим задним стеклом, и видимо где то на этих «замечательных» дорогах оно окончательно не выдержало – появилась дырка длиной в сантиметров 30 и шириной в сантиметр. Заткнули одеялом, едем дальше. По пути заезжаю на пару заправок, пытаюсь раздобыть так необходимый зеленый антифриз – бесполезно. Нету. Уже совсем замерзая, заезжаем еще на одну заправку, снова ничего нету. Думаю, больше не останавливаться и ехать до Степного, там точно раздобудем столь необходимую жидкость. Но тут останавливают ГАИшники. Какие-то противные, отталкивающей внешности, нагловатые мужички. Начинается: откройте салон, багажник и т. д. Обычно никогда добровольно все это не делаю, но тут холодно и спорить, а соответственно задерживаться нет уже ни сил, ни желания. Находят негорящие лампы подсветки номера. Пишут постановление. Сижу у них в машине. Греюсь) Дают на подпись. Говорю не буду подписывать, не согласен, двигался к месту устранения неисправности, заезжал на заправку пытался купить лампочку, пишите протокол. Этих двоих выбешивают мои слова. Начинается мат, угрозы. Достают еще протоколы со словами: « Почему пассажиры не пристегнуты? Сейчас мы тебе на 3000 штрафов напишем, все равно в суде проиграешь». Жалко не было диктофона с собой, как обычно. Решаю не спорить, подписываю, и уезжаю дальше. Знайте – гаишники Уйского района самые низкие представители этой профессии, которых я встречал. Их реально характеризует эта картинка с подписью: искать и не сдаваться, найти  и дое..ться!

Реально облазили машину со всех сторон – даже резину проверили. Как оказалось, наша вторая машина тоже попала к ним в лапы, и тоже задержалась с ними надолго. Благо у них все лампочки горели исправно)

Доезжаем до Степного, заливаю охлаждайку, включаю печку, оставляю своих греться, сам отправляюсь перекусить. Дальше уже тепло, комфортно и хорошая дорога. Но уже хочется неимоверно спать   ! Борясь со сном, в 4 утра заезжаю в город! И как всегда - сон сняло как рукой. Быстро собираем вещи, прощаемся и разъезжаемся по домам. Дома – сразу в горячую ванну. Ложусь в кровать и засыпаю примерно секунд через 40. На следующий день просыпаюсь в обед и чувствую себя гораздо лучше, чем предполагал. Только палец распух – врос ноготь от давления обуви. Хромаю на улицу, развожу вещи оставленные в спешке. Встречаюсь, общаюсь с ребятами – все разбиты, но безумно довольны. Следует отметить, что, насколько я знаю, никто даже не заболел после всего пережитого! И все собираются вернуться и взойти на вершину! Вот только я еще не решил для себя – пойду ли в следующий раз пешком от поселка или поеду на машине до поста))

Когда спускался и замерзал, думал, что в горы больше ни ногой, но, спустившись, решил непременно вернуться сюда. Сейчас по прошествии 5 дней после похода, хочу отметить, что Иремель действительно место необычное, после поездки, несмотря на осень и плохую погоду, появилось много энергии, как будто там действительно организм подпитался жизненной силой, а не смертельно устал, замерз и промок. На душе стало как-то спокойно и гармонично. Рекомендую всем там побывать, и обязательно поеду туда, думаю еще и не раз.

В-общем итоге: за 40 часов удалось поспать всего 2 и то в машине, 17 часов за рулем, 1000 километров дороги (поэтому писал о проезде-походе в начале рассказа), 30 километров пешком, 7 из них в гору, сквозь ветер, дождь, мокрый снег и туман. И казалось бы, любой, прочитав об этом ужаснется, но по мне - это было одно из ярчайших событий в жизни.

 

P.S.  Прогноз по погоде на 3е октября в день нашего восхождения:


ВНИМАНИЕ: ЭКСТРЕННОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 40


По данным Челябинского ЦГМС 3-4 октября в связи с выходом северного циклона ожидается резкое ухудшение погоды: днем 3 октября и в ночь на 4 октября в отдельных районах Челябинской области ожидаются очень сильные осадки, 3 октября в виде дождя, 4 октября с мокрым снегом, местами усиление ветра до 20-25 м/с.

Группа: 
Вид туризма: 
Период материала: 
Регион: 

Комментарии

Я бы отнёс ваш рассказ в раздел "Как не надо проводить походы".

А он(рассказ) и не претендует на раздел "Как надо ходить в горы".
Скорее это ближе к разделу "Как новички ходят в горы".
Или Вы сразу всему научились?)

Молодцы! Мне думается, что с проверки себя в таких условиях и проявляется настоящая увлеченность и влюбленность в горы. Либо ты вернешься, либо раз и навсегда оставишь в прошлом. Я верю, что вы дойдете в следующий раз!
А на счет того "как не надо ходить в походы"...ну так для некоторых чужой опыт бывает полезен)
Я прям до дрожи ощутила всю "прелесть" этого путешествия..
Да и вообще, что за мужчина тот, который не испытал себя?

1. Странно, что Вы поехали в Тюлюк. В вашем положении проще приехать в Николаевку и подниматься на Иремель оттуда, хоть там пешая часть маршрута и длиннее, и сложнее. Я думаю, что автомобильная часть похода сократится более чем на 200 км в один конец и никаких Уйских ГИБДДшников Вы там никогда не встретите!
2. Спасибо за коммент о дороге "Степное-Уйское". Я много раз хотел там проехать, но как-то не складывалось, прежде всего потому, что у меня никакой информации об этой дороге не было.
Дорогу "Чебаркуль-Уйское-КарагайскийБор-Верхнеуральск" я ездил много раз, средний участок (около 60 км) там после наводнения 2013 года - вообще полная задница. Любой "грейдер" типа "Меседа-Тюлюк", "М5-Сибирка", "Тирлян-Арша", "КатавИвановск-ВерхКатав" и т.д. - просто трассы для Формулы-1 по сравнению с этой дорогой.
3. О подъеме на Иремель из Тюлюка: почему пошли на Верхнюю Тропу? Зима еще не началась, "Нижняя тропа" еще действует, она проще, там меньше болота и грязи.

1. Навигатор показывал либо через Белорецк и Тирлян, либо так как мы поехали. Тирлян отмели сразу-там писали, что только лошади и УАЗики. Николаевка - это, я так понимаю, через Учалы?
2. Вообще, посмотрел когда уже вернулся, что можно было по хорошей дороге до Чебаркуля через Пласт, а там уже на М5. Крюк 40 километров по сравнению с нашим маршрутом, но дорога думаю однозначно лучше.
3. Нижняя тропа - это которая через Зайца?
Вообще хотели подняться на Сукташ, а спускаться с вершины уже напрямую через Зайца. Там, по-моему, на километр короче.
В итоге поднимались и спускались по короткой тропе.

Как раз Белорецк-Тирлян это в Николаевку. Нормальная дорога, но Меседа-Тюлюк лучше.
Я ездил там на моем Фиате.

Через Учалы ездят в Байсакалово. Это 3й населенный пункт, откуда есть тропа на Иремель, она самая длинная, самая трудная (потому что нужно перевалить хребет Аваляк), дорога в Байсакалово действительно самая убитая, туда только на внедорожниках.

19 сентября возвращались с сыном с Тыгынских болот нижней тропой. Очень грязно, все размесили, хотя дождь с перерывами шел лишь сутки. Верхняя возможно лучше.

Дорогу м/у Уйским и Карагайским сделали летом 2015года. На местах, бывших в подтоплении в 2013году - отличный асфальт. Правда!

Дорога короче и качеством намного лучше через Магнитогорск - Верхнеуральск - Учалы - Миасс(до М-5).

Рассказ от души Эдуард.
Айрэнби - если бы да кабы да во рту росли грибы.
Ольга айда с нами.
Бессонов Владимир - спасибо за информацию.
Валерий Уразов - ты СУСАНИН, с Учалов до Миаса по какой дороге рледешь? )))

Из Миасса в Учалы в последние 2 года дорога вполне нормальная. Я в 2014 и в 2015 годах ездил по ней в Белорецк и далее в Верхнюю Аршу. Участок "Миасс-Учалы" я, в среднем, проезжаю за 1 час 15 минут. Там иногда встречаются ямки, но их немного. Я езжу на Фиат Альбеа.

Альфир Валитов кто ты не знаю, но все знают, что:
Расстояние от Миасса до Магнитогорска по авто дороге - 219 км
Доехать на автомобиле от города Миасс до города Магнитогорск оптимально по следующему маршруту:

Миасс <-- 12 км --> Черновское <-- 15 км --> Устиново <-- 27 км --> Комсомольск <-- 26 км --> Сафарово <-- 27 км --> Учалы <-- 18 км --> Межозерный <-- 10 км --> Ложкина <-- 10 км --> Урлядинский <-- 23 км --> Верхнеуральск <-- 51 км --> Магнитогорск
http://chelyabinsk-oblast.ru/doroga/miass-magnitogorsk.htm

А какая там высота над уровнем море унас гор много но хочется гденибудь побывать и если увас видео на ютубе

1582,3 метра.
На ютубе про Иремель думаю можно много видео найти.

Читал ваш рассказ, а потом комментарии, и неппринужденно улыбался. Кто-то посоветовал перенести ваш рассказ в раздел "Как не надо ходить в походы". Не согласен я с ним. Все мы учимся - когда нибудь и чему нибудь. Ну, неудачно сходили в первый раз. Так на то он и первый. Зато получили бесценный опыт. Все равно молодцы!
Есть, правда, одно замечание. А то напугаете людей, собирающихся на Иремель. От деревни Тюлюк до вершины Иремеля 12 км, а не 21, как получается у вас. Это можно проверить и по карте и по Google Eath. Да и мой навигатор, когда я ходил на эту гору в 2010-м году, насчитал в оба конца, вместе с хождением по плато, на вершине - 25,8 км.
Кстати, тот мой поход тоже был с приключением, хотя он был далеко не первым. Выйдя из Тюлюка я рано свернул направо (есть там сворот в лес). Сначала шел по дороге, потом дорога превратилась в тропинку, а потом тропа и вовсе расстворилась в траве. Тогда я осознал свою ошибку. Идти назад не хотелось и я ломанулся через реку, вдоль которой шел, и через лес, напрямки, на ту дорогу, по которой шла основная тропа. С компасом и картой, да еще и с навигатором, это было не трудно. Я не сомневался, что выйду туда куда наметил. А целился я в то место, где дорога под прямым углом сворачивает влево, и через несколько сот метров заканчивается, переходя в тропу. Но скажу честно, какой-то независящий от моего сознания страх во мне все равно жил. Не могу объяснить это. Наверное что-то на уровне инстинкта. После этого я сам осознал, как заблудившийся человек может потерять самообладание и поддаться панике.

Хороший рассказ. Ну все же наверно восхождение на Иремель не должно быть испытанием (самоистязанием), и не должно быть экстрима. для первого посещения необходимо подниматься летом при лучших погодных условиях. Китайского дождевика хватает на 5 минут ношения. Здоровье дороже, нужна хорошая одежда от дождя и снега. Странно кода сапоги начинают пропускать воду в первый же день похода. Умение одеваться по погоде первая заповедь туриста. "Не бывает плохой погоды, бывает плохое снаряжение".