Вы здесь

Смыв в глубокое место при переправе

Аватар пользователя Макеев Григорий
Смыв в глубокое место при переправе
У ТЭЦ-2 в Инорсе
Тема: 
Группа: 

Комментарии

Ходили вчера срываться с переправы через реку. Как известно, переправа - это самое опасное препятствие в пешем туризме, требующее больше всего внимательности и, увы, одно из самых травматичных. В качестве реки у нас выступал слив ТЭЦ-2, что находится в инорсе, через который в нескольких местах повесили ненатянутую веревку, и мы моделировали срыв и полоскание туриста в воде при различных условиях: длине уса, наличии или отсутствии рюкзака, и так далее. Очень поучительное мероприятие вышло лично для меня, потому что я сложных переправ не ходил (навешивание учебной над оврагом на ТМ в далеком детстве не в счет). Из некоторых выводов:
- Намокший рюкзак - это кранты. С рюкзаками ходили только мы с Леней Смирновым, но я ходил последний, поэтому мне не довелось почувствовать, как рюкзак на воде держит - только как он топит. Соответственно, при срыве с сухим незащищенным от воды рюкзаком нужно как можно полнее воспользоваться той минутой, что имеется, а потом, не дожидаясь его намокания, сбросить. Я убедился, что просто _знания_ о том, что его надо сбросить - недостаточно, знаний не хватает в потоке воды.
- Длинный ус - это кранты. В том месте, где мы падали, глубина была меньше метра, а вот куда протаскивало из-за провиса веревки и длинного уса - там дна не было. И там я оказывался вообще подвешенный в воде, не доставая ногами дна; вверх по веревке не дотянешься, потому что течение 3м/c, а вниз уплыть не дает длинный ус. Плюс намокший рюкзак, который не давал всплыть и вода, не дававшая вздохнуть глубоко. А снять я рюкзак не смог. Умом понимаешь, что надо глотнуть воздуха, перестать ломиться вверх и сосредоточиться на снимании рюкзака - а вот глотнуть-то его не получается. Короче, наглотался я там воды и сам не заметил, как страховкой притянули к берегу.
- Один сеанс борьбы с течением и рюкзаком при срыве, даже в той нехолодной воде, что была у нас там, отнимает очень значительное количество сил. Второй заход идти тому же человеку опять с рюкзаком очень опасно.
- Тонуть - это очень неприятно. Очень хреновое ощущение.
>Тонуть - это очень неприятно. Очень хреновое ощущение
кто-то думает иначе? ))
А вы как переправу тянули?
И зачем идти с рюкзаком?
Ооо, Гриш, а это ты что ли на фотке?
Правильно сделали, что тренировались! Зато потом пригодится (не дай бог)!!!
DM: Ну я раньше не _знал_, хотя и полагал.
Сергей: Переправу мы не тянули, негде там ее тянуть, три метра шириной поток. Так, повесили веревку без натяжения, моделируя провис на длинной переправе. С рюкзаком идти надо в любом случае кому-то, если только переправа не натянутая уже как струна. И потом, с рюкзаком порой устойчивее идти, ко дну больше прижимает. На фотке - да, я там пытаюсь выплыть с рюкзаком камней, и пытаюсь снять. Снять в первый заход не удалось, что должно заставить задуматься.
В целом, думаю, надо обязательно туда сходить весной, как потеплее будет - всем полезно поболтаться в потоке 3м/с
Ааа. Это вы решили смоделировать случай, который произошел на Алтае?
Гриш, а в каких случаях оправдано использование перильной переправы? И вообше, какие виды переправ тебе известны?
Да, это все связано с тем случаем. Для общественности есть официальный отчет о несчастном случае. Есть желание понять, что раньше делалось не так и как недопустить несчастья в дальнейшем.

Вот здесь есть комментарии интересующихся и скоро будет дополнительная информация по проведенным испытаниям.

Перильные и навесные переправы, как известно, делают там, где нельзя обойтись без них, - то есть при энной глубине и энной скорости течения. Организация навесной переправы требует гораздо больших затрат и ограничений на окружающую местность (куда будешь крепить веревку, если высокого дерева нет прямо у берега?).
В данном случае использовалась только одна веревка - перила? Мне кажеться, что при навесной (второй и последующие переправляющиеся не касаются воды), что при пирильной переправе целесообразно использовать челнок (вторую веревку, которая крепиться к переправляющимуся).
Сергей, чтобы сделать так, как ты хочешь, нужны усилия 4 мужиков и хорошие точки крепления веревки. Минимум. Ну еще + челночная веревка раза в 2 с лишком длиннее ширины переправы. И тянуть надо над водой метрах в 5... Сможешь постоянно соблюдать эти условия?

2Гриша: Молодцы! Надо тоже как-нибудь поколбасится, очень полезное занятие. (чтоб не пригодилось, тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо...)
Aleex, если ты имеешь ввиду навесную переправу, и при этом хорошо натянутую - достаточно усилий одного человека, а высота 2-2,5 метра для 25 метрового русла. А точки крепления - да, нужны надежные. Челночная веревка - да, в два раза длиннее.
Кстати, вопрос, можно ли для челночной веревки ипользовать, например 7-ку или 8-ку.
На счет условий - ты когда к походу готовишься, наверно хоть что-то о маршруте узнаешь? %)

Так как, на перильной переправе можно использовать челнок, или возникают другие проблеммы?
предыдущее сообщение - тоже Сергей :)
Сергей!
Я что-то не могу до конца разобраться в твоей мысли. Мы говорим про навесную переправу или про перильную? Если твоя мысль заключается в том, что всегда надо делать навесную - ты так и скажи. Да, навесная переправа надежнее, то но требует и удобной неширокой реки, и мощных точек крепления на берегу типа близкостоящих деревьев. Это не всегда есть. Да и времени на ее организацию надо гораздо больше, хотя время не критично, когда речь идет о безопасности.
При перильной переправе веревка сопровождения больше нужна, конечно. Но проблема в том, что если веревка натягивается поперек, то после середины приходится идти чуть-чуть вверх по течению, а не продольно. А если веревку сделать под углом, то если что, веревкой сопровождения вытаскивать гораздо сложнее.
Гриша!!! Какой ты не разборчивый!
Понятно, что для навесной - точки нужны. На счет неширокой реки - если хочешь я тебе могу натянуть 50 метров, правда для ченока потребуется 100 :(. Вот я и спрашивал, можно ли для челночной веревки использовать веревку диаметром меньше 10 мм?
А еще я спрашивал: имеет ли смысл на перильной переправе делать челнок, и какие это может вызвать проблеммы?

А натягивание веревки поперек - это уже нарушение ТБ...

Ты хочешь сказать, что если перильную сделать под углом, то второй веревкой ты будешь вытаскивать на исходный берег? И что ты имеешь ввиду под веревкой сопровождения?
Не забывайте тригонометрию, чем меньше провис, тем при даже небольшой нагрузке резко возрастает усилие на веревку. При чем зависимость не линейная, и в пределе натяжение веревки стремится к бесконечности. Если вы натягиваете длинную переправу с маленьким провисом то веревку вообще реально порвать или сдвинуть с места точки крепления.
Серега, я восхищаюсь твоими умениями и вполне допускаю, что ты можешь натянуть и 100м. Только вот и для веревки это будет испытание, и как бы не упало дерево, за которое ты будешь натягивать, - да и не все такие мощные :)
Под ТБ здесь сложно что-то понимать. Есть разные техники, разные точки зрения - то что будет обязательно с одной точки зрения, может быть нарушением с другой. Какую ТБ ты имеешь в виду?
Под веревкой сопровождения я имею ввиду страховку, которая встегивается в чувака с исходного берега
Мы тут посидели с Безруковым Андреем, порассуждали. Представим себе такую ситуацию. Навешена переправа в виде веревки длиной L. Посередине ее, то есть в точке l=L/2 висит чувак массой m. Из-за его веса веревка, с некоторой силой натянутая, провисла на высоту h.
Распишем распальцовку сил. На точку крепления действует сила тяжести Fт=m*g, направленная вниз и две одинаковые силы упругости веревки Fупр, действующие в направлении обоих концов веревки. Рассмотрим вертикальные проекции сил:
Вниз: Fт=m*g
Вверх: Fупр*cos(a)*2, где а - угол между веревкой и вертикалью, - чем сильнее веревка натянута, тем этот угол больше стремится к 90гр. Нетрудно увидеть, что этот косинус равен h/l, где h провис, а l - полудлина веревки.
Приравнивая и выражая силу действующую на веревку, имеем:
Fупр = Fт*l/(2*h),
Fупр = m*g*L/(4*h). [1]

В частности, пусть Сергею удалось повесить веревку длиной 50 метров (L) через реку, и я по веревке полез, и на середине реки провис веревки получился, допустим, целых 2 метра (h), пусть я был с рюкзаком и мы весили 100кг (m), и пусть g при том сочетании звезд было 10м/c^2.
Получаем, что на веревку тогда действует сила 6250ньютон (или 625кг)! Нехило! Пусть веревка была моя lanex static, удлинением ее пока пренебрежем, а согласно документации ее прочность составляет 34 kN, это 3400кг. Вроде достаточно на первый взгляд. Но учтем, что на веревке завязаны узлы, поэтому смело уполовиним ее прочность, тем более что производитель заявляет минимальную прочность с узлами 15 kN, это всего 1500кг. Вроде как запас прочности есть.
А теперь вспомним, что провис был целых 2 метра, значит веревка должна быть натянута на высоте аж минимум 3 метра. А потом Серега взял и натянул веревку посильнее, так что провис вместо 2 метров стал только 1 метр. По формуле [1] получается, что нагрузка возросла в два раза и теперь составляет сразу 1250кг! И запас статической прочности уже - раз - и испарился.
Так что опасное это дело, натягивать переправу сильно.
Я прекрасно понимаю, что нагрузка на веревку будет нехилая. Наверно по этому (а может и не только по этому) при навесной переправе используется 2 (две) веревки ОБЯЗАТЕЛЬНО.
В формулах я плохо разбираюсь, но осмелюсь предположить, что существует предел по длинне навесной переправы, когда либо провис будет большой, либо веревка рвется (рвется от переправляющегося или от натягивания). Гриш, ты можешь высчитать этот предел?
На счет страховочной веревки.
Чувак идет вторым, на том берегу уже есть первый чувак. Давай повесим перила под углом к руслу. Пусть будет не челнок, а просто еще одна веревка (или второй конец первой веревки) равная длинне перила. И пусть первый чувак с того берега и тянет (или не тянет, пока второго чувака не смыло)???