Недавно, готовя материал к статье "Кумардак и Машак", у меня возник вопрос по поводу крутизны склона горы 1354. Помню, что относительно крутая, но хотелось определить цифру поточнее. И, копаясь в своём бумажном архиве, наткнулся на папку под названием "Альпинизм на Юж. Урале".
Сия замечательная папка хранила материалы, датируемые 1991г. История её такова. После августовского путча и развала СССР, рухнули не только многие государственные институты власти, но и многие общественные и спортивные организации. Стояла полная неразбериха, все и всё оказалось предоставлено само себе. Народ, конечно же призадумался как быть и что же делать дальше. В альпклубе МГМИ встал вопрос, как готовить молодых альпинистов в условиях, когда на пути к горам возникло столько преград в виде границ, нац. валют, нац. конфликтов, отсутствия финансирования, транспортной неразберихи и т.п. Проводить сборы молодых альпинистов (в большинстве своём это были студенты и учащиеся) в горах Средней Азии и Кавказа было практически нереально. Поэтому было принято решение изыскать возможность проводить начальную подготовку альпинистов на Южном Урале. В. И. Иголкин, председатель альпклуба, сам не раз ходивший на Ямантау и Иремель и т.д., был уверен в том, что восхождения на эти вершины Юж. Урала в зимнее время по трудности сравнимы с восхождениями 2А, 2Б категории в высоких горах. Поэтому решено было предоставить необходимые документы в федерацию альпинизма России о классификации маршрутов на самые трудные вершины Юж. Урала. Под категорию "трудных" на первый взгляд подходили Яман, Иремель и Бол. Шелом. Я составил всевозможные графики, описания и т.д., короче, всё, что нужно в таких случаях по форме, утверждённой федерацией альпинизма по заявлению первопрохождений на вершины. Всё это отправили в Москву и я это дело благополучно забыл, т.к. понимал, что сложность восхождения немного притянута за уши. Честно говоря, уверенности в том, что маршруты, заявленные нами, "прокатят" у меня не было. И через несколько лет, купив "Классификацию маршрутов на горные вершины" за1999 год я с удивлением увидел там классифицированные мной маршруты. Но разговор здесь будет не об альпинизме.
Ещё в ходе подготовки маршрутов на Яман и Иремель мне стало интересно и я решил более научно подойти к вопросу определения трудности восхождений на наши горы для того, чтобы не пропустить ещё какую-нибудь стоящую вершину. В процессе недолгих раздумий и анализа опыта, я разработал собственную методику определения трудности восхождений на южноуральские горы. Конечно же альпинизмом здесь уже не пахло. Получилась такая чисто "исилганская"* классификация интересная, пожалуй, лишь людям одержимым спортивными (пеше-лыжно-туристскими) восхождениями на сии вершины. Всё это можно определить более ёмким термином - Горовосходительство. Здесь есть немного от альпинизма - в основном спортивность, нацеленность на восхождение, а от туризма всё остальное, прежде всего характер преодолеваемых препятствий, принципы организации и т.д.
Может всё это, в принципе, не актуально и не интересно, но… пусть будет. Может кому-то пригодится, кого-то подвигнет в дальний (или недальний) путь, кого-то заденет за живое, кто-то усомнится, кто-то опровергнет. Пусть эти буковки и цифирьки в Интернете прольют какой-нито свет информации о нашем крае в мутной интернетовской воде о "ни о чём".
* - Исилган - клуб восходителей на тысячники Южного Урала. Только троим удалось совершить восхождения на более чем 100 вершин (смотри таблицу "Тысячники Южного Урала" на этом сайте).
Итак, взяв около 20 вершин, я протестировал их по нескольким параметрам, пытаясь определить трудность восхождения на данные вершины по различным маршрутам. Первым делом разделил трудность подходов под гору и трудность непосредственно восхождения.
Какие параметры определяют трудность подходов к горе? Прежде всего, расстояние. Так как расстояния от населённых пунктов не превышают 20-30 км, то таким подходам я определил цену в 4 балла. Итак, первый параметр - расстояние до подножия горы.
Расстояние до подножия вершины
|
Наверное, набор высоты на подходах к горе также имеет смысл учесть. Практика показывает, что на Юж. Урале практически более 400 метров набора высоты от начальной точки выхода до подножия горы не бывает. Поэтому цифру 400 я оценил по максимальному баллу.
Набор высоты во время подхода к горе
|
Продолжая тему набора высоты можно предположить, что во время подходов оную высоту можно не только набирать, но и потом не раз терять, преодолевая перевалы, перевальчики, просто холмы и т.п.
Количество перепадов высоты (более 50-ти метров), т. е. подъёмов и спусков на подходах
|
Что ещё определяет в южноуральских условиях трудность подходов? Я подумал, что отсутствие дорог и троп сильно затрудняет процесс достижению цели. Но опять-таки в условиях нашего края полное отсутствие проторенного пути не имеет места. Только какую-то часть пути можно пройти по бездорожью (тайге, болотам и т.п.).
Возможное расстояние, пройденное по бездорожью
|
Есть ещё один фактор - время в пути, но этот параметр слишком индивидуален, зависит от времени года, погоды, к тому же вытекает из предыдущих параметров. В общей таблице он указан в ходовых часах (для справки), но никак не выражен в баллах - ведь эта величина - производная от предыдущих.
Вот, пожалуй, и все основные параметры, которые, по-моему, определяют трудность подхода. Введение большего их количества ведёт к усложнению методики.
Следующий этап - определение трудности восхождения на южноуральский тысячник.
Первый и самый явный параметр - это высота от подножия до вершины горы. На южном Урале эта величина не превышает 700 метров.
Перепад высоты от подножия до вершины
|
Очевидно, что этот пресловутый набор высоты не единственный фактор трудности, который имеет место на восхождении, ведь во время подъёма встречаются участки различной крутизны, добавляющие трудность на пути к достижению вершины и у разных гор протяжённость этих участков различна. И, ясен пень, чем круче склон горы и чем длиннее этот крутяк, тем сложнее гора. Опытным путём установлено, что на Юж. Урале склон круче 22 ° можно считать уже существенно добавляющим трудности (напомню, что речь идёт о вершинах тысячниках, несомненно, что существуют более крутые склоны).
Набор высоты на участке склона крутизной более 22 °
|
Ну, и наконец, самый, пожалуй, субъективный, а значит и, возможно, спорный параметр. По-моему, трудность восхождения зависит также от "покрытия" склона. Т. е. подымаешься ли ты на неё по лесу, куруму или скалам (точнее обнажениям скальных пород).
|
На некоторых вершинах есть и курумы и скалы, значит баллы трудности для этой вершины суммируются.
А вот и окончательные таблицы:
Характеристика подходов к горе
|
·- подножием Иремеля в данном случае я считаю начало тропы на границе березняка и тайги. Недалеко от границы Челябинской обл. и Башкирии.
Характеристика трудности восхождения согласно вышеописанным маршрутам
|
Теперь сведём данные обеих таблиц в одну.
|
Определив, таким образом, что круче Ямана и Иремеля среди тысячников Юж. Урала нет, я потерял дальнейший интерес к данной классификации и не стал больше тестировать другие вершины. Возможно, в таблицах существуют какие-нибудь неточности, преувеличения или преуменьшения, ведь готовя к публикации эту статью, цифры я не поверял, всё оставив как было в 1991г.
Комментарии
Несправедливо!
Ведь по таблице получается, что "круче Ямана, Иремеля и Шелома нет"! :)
P.S. Я предлагаю все-таки классифицировать в стандартной шкале.
Написал несколько сумбурно – так как нельзя столь быстро и коротко объясниться на эту тему. Возможно ещё более запутал этот вопрос. В общем, всё-таки попрошу Иголкина найти время и высказаться. Хоть ещё раз повторюсь: и я с ним кое в чём не согласен.
Гришка в первом комментарии от 22.04, похоже как всегда, меня понял.
Кстати на днях Иголкин отправил документы в федерацию России на классификацию нескольких зимних маршрутов на Шелом, Откликной и Голенькую (другое название - Индеец).
Многие туристы неадекватно относятся к альпинистам (от благоговения до презрения). Такие же люди как и туристы - есть всякие - начиная от понтованных и заканчивания замечательнейшими людьми в полном смысле этого слова. Так же как и среди туристов.
Извиняюсь если задел кого-то лично. Пыл спора, однако.