Маршрут: хребет Нурали.
Время: лето 2002 г.
Участники: Морозов Илья
С тех пор, как у меня есть двухкилометровый атлас Башкирии, мне не давал покоя один небольшой хребет в Учалинском районе. Хребет этот называется Нурали, имеет высоту всего 752 метра и протяженностью своей тоже не особо выделяется. Что меня заинтересовало, это форма хребта. Посмотрите повнимательней на карту и убедитесь. Такого рельефа я не встречал не только на картах южного Урала, но и вообще ни на каких топографических картах с изображением гор. Результаты поиска в интернете показали, что специально этим хребтом, похоже, никто не интересовался; он фигурирует лишь как место истока реки Миасс и, по-видимому, представляет какой-то интерес для геологов. От туристов ни одного привета.
Лето уже подходило к концу, а таинственный хребет по-прежнему приковывал мой взгляд к месту своего расположения на карте. Я просто совершенно не мог себе представить, как же это должно выглядеть в реальности. Наконец, решив, что это не может так продолжаться дальше, я, несмотря на стоявшую уже несколько дней отвратительную погоду, собрал рюкзак, купил билет на утренний поезд Златоуст - Учалы и отправился в путь. Что касается погоды, то тут я, честно говоря, рассчитывал на эффект turnaround, и первый походный день подтвердил, что мой расчет, в общем, оправдался.
Поезд из двух вагонов почему-то ужасно долго стоял на Миасс 1 (ну ладно меняют локомотив) и Миасс II (???), но в конце концов благополучно довез меня к полудню до станции Курамино. Дальнейшая пешая заброска к Нуралям оказалась просто суперскоростной - кругом отличные асфальтированные или с хорошим покрытием дороги, почти полное соответствие с картой, красивые пейзажи со степными и лесными холмами, горами, речками, деревушками, разной живностью; наконец, прохладная, но солнечная погода плюс приятный встречный ветерок, заряжающие тело энергией. По пути особенно красиво смотрится хребет Алабия с холмов перед Поляковкой и из долины р. Уй около озера Аушкуль: солидные темные горы позади жизнерадостных золотистых полей и холмов. На пути к Нуралям успеваю залесть на массивную куполообразную гору 645, на которой обнаруживаю табличку с именем погибшего здесь дельтопланериста. Оказывается, на Урале можно разбиться, и не только на Откликном..
От деревни Яльчигулово надобность в карте окончательно отпадает - золотисто-красный, безлесый и просто колоссально изрезанный хребет Нурали виден как на ладони, а дорога, сопровождаемая какими-то белыми электрическими столбами, ведет меня прямо в центр ... мощнейшего "кара"! Видимость цели добавляет энергии, и горы приближаются удивительно быстро. Вдруг столбы с хорошей дорогой уходят куда-то влево, я же продолжаю с той же скоростью двигаться по азимуту через абсолютно равнинный березовый лес. Кстати, природа и климат тут очень сильно отличаются от родного Златоуста: лес совершенно сухой и почти без подлеска, под ногами вместо земляники растет ароматнейшая клубника, а проселочные дороги тут практически не имеют колеи. Я уже было забыл, что я вообще на Урале, как вдруг хребет тут же напомнил мне об этом своим полным исчезновением при входе в лес - знакомое явление, хорошо, что азимут взял.
Хребет Нурали в буквальном смысле вырастает из-под земли, 45'-ный склон начинается без всяких предисловий. У подножия меня ожидает замечательный подарок - полоска насаженного кем-то молодого соснового леса. А то я уж настроился поработать хорошенько пенкой сегодняшним вечером в этом березняке. Итак, прибытие в 19.00. Место просто супер: сосновая роща, за ней широкая плоская поляна, окруженная с трех сторон крутейшими стенами "кара". До воды далековато, но я пойду за ней только завтра утром, поскольку несу воду с собой. А сейчас первым делом бросаю рюкзак и лезу наверх.
М-да. Это просто абсолютно не уральские горы! Во всяком случае, не южноуральские. Просто какой-то музей Полярного Урала на Южном. Правда, здесь нет ни Сабли, ни Манараги, но зато все остальное имеется в изобилии: крутые осыпные склоны, острые гребни, мощные "кары" с почти отвесными наверху стенками, глубоко врезанные речные долины с лесом вдоль рек и ручьев. Целая горная страна в миниатюре. И чувствуешь себя в ней Гуливером, поскольку передвигаешься по всем этим гребням и распадкам удивительно быстро.
Конечно, красота это несколько своеобразная. Перепад высот едва достигает 300 метров, да и выгоревшая трава придает оттенок пустынности. Но мне все равно жутко интересно. На спуске устанавливаю, что под чахлой травой - мелкая осыпь, кое-где обнаженная, из какой-то необычной породы с рыжеватым оттенком, придающим всему хребту в ясную погоду характерный ярко-золотистый цвет. Спускаюсь вниз, готовлю ужин, вокруг классные пейзажи,тихая безветренная погода, ощущение полной экзотики.
Ночью спалось замечательно, было тепло. Из-под земли четко слышал необычный шум бегущей где-то далекооо внизу воды, что подтверждает мою версию о том, что сухость этого подножия объясняется его отличной задренированностью из-за той самой осыпной породы. Утром низкие серые тучи, ветер, но пока без дождя. Решаю до завтрака сделать облаз "кара", на это уходит больше двух часов. Неожиданно острый, скалистый и труднопроходимый гребень. Нее, с рюкзаком я сюда не полезу. Пофотографировал, но темновато, живьем впечатляет больше чем через окуляр.
Собрался только к двенадцати. Решаю идти в долину Миасса, а там искать место для подъема. Долина Миасса - очень уютное место, защищенное со всех сторон от ветра крутыми горами. Полянки чередуются с сосновым лесом, сам Миасс представляет собой едва заметный ручеек. Выбираю на противоположной стороне долины гору с наименьшим (все равно градусов 30) уклоном, которую условно называю Защитой, и начинаю подъем. Здесь, в северной части хребта гребень пологий, хотя склоны и отроги столь же крутые. Ничего не скажешь - Нурали - идеальный хребет для траверсирования.
Дует сильный холодный ветер, с юго-востока - для здешних мест просто аномалия. Зато, несмотря на высоту 700 м, как на ладони видны Круглица, Откликной, Двуглавая, вся Уреньга, и по-моему, даже Малый Иремель. Высшая точка обнаруживается в виде столба на краю плато, круто обрывающимся на запад. Смотрю сверху на свой маршрут выброски, сверху как всегда все кажется ясным и понятным. На траверс ушло часа три.
Спускаюсь вниз по одному из северных отрогов, начинается дождь. Почти час пережидаю его под скалой. Только выхожу, дождь начинается снова, и опять сильный. Спускаюсь с хребта и попадаю в объятия уже родного, травяного и буреломного сосново-березового леса. Вся ясность мгновеннно улетучивается, и начинается блуждание в поисках нужной дороги. Дорог, как водится, оказывается в пять раз больше, чем видно сверху, и в десять, чем нарисовано на карте. Иду на запад по компасу. Дождь по-прежнему льет, но разве может что-либо испортить настроение человеку, когда вокруг столько отличной малины!
Наконец, выползаю из леса на поле у западного склона Нуралей. Кстати, отсюда он очень напоминает хребет Бакты от Александровки, от степей не осталось и следа. Последний взгляд на горы в клочьях последождевого тумана. Теперь мне предстоит нудная двух- или трехдневная выброска в Златоуст через хребет Урал-Тау и Веселовку, от которой я не жду ничего хорошего. Хребет этот, которому давно пора поменяться названиями с высшей вершиной Южного Урала, мне доводилось пересекать по бездорожью трижды, и каждый раз с кучей неприятностей. На широте Николаевки меня в свое время чуть до костей не сожрали, несмотря на все репелленты и накомарники, кровожадные мошки; на широте Уреньги и Златоуста жутко мешалась цепляющаяся за ноги осока и прочие заросли неизвестных лиственных пород деревьев. Примерно такой же коктейль ожидал меня и здесь, однако это путешествие было познавательным, поскольку новыми компонентами в коктейле стали высокогорные поля (не поляны!) с исчезающими в них нужными дорогами и еще одно явление, на котором следует остановиться поподробнее.
Я уже был достаточно удивлен, встретив высоко и на выраженном склоне настоящее болото с кочками высотой в метр и жижей между ними, как в фильмах про белоруских партизанов. Но когда я услышал приближающийся шум водопада, я усомнился здравости своего разума. Расстояние между кочками увеличивалось, протоки превращались в русла дельты какой-то медленно текущей речки, пока они не слились в запруженное естественной плотиной озерцо, из которого все это изобилие воды низвергалось в русло на этот раз уже нормального горного ручья и устремлялось вниз... Короче говоря и очень очень очень мягко выражаясь, хребет этот из-за своей пологости сильно переувлажненный.
В общем, я был весьма доволен, когда через двое суток выбрался из этой №%@$*??!! на дорогу Плотинка - Веселовка и на радостях от такого события в тот же день быстро протопал оставшиеся 35 км до дома. Поход получился очень даже классным, поскольку выброска с лихвой компенсировала чрезмерную комфортность и недостаток экстрима Нуралей.
Наверное, игрушечные горы - это дело вкуса. Но я обязательно приду туда еще раз.
P.S. Никакой избы на берегу реки Верх. Иремель я не обнаружил.
Комментарии
автору этой истории отдельное приглашение к нашему дому, который находится у подножья гор НАРАЛИ или по другому НУРАЛИ.