НАШ юркий АН-2 прощально прошуршал лыжами по снежному насту и оторвался от земли. Мелькнули и скрылись аэродромные постройки, внизу потянулись белые поля и темнеющие перелески. Высота была небольшая - около 150 метров, солнце насквозь пронизывало лес, высвечивая каждую кочку между голыми деревьями, каждый заячий след на опушках, словом, условия для работы были благоприятные.
Мои спутники, памятуя, что Уфимский район "урожайный" на "добычу", сразу же прильнули к бортовым иллюминаторам и навострили карандаши. Минут через десять кто-то с левого борта закричал:
- Есть парочка! Смотрите, гуляют, как дома…
Я бросился к левому окну, но проморгал: за окном уже проплывал лес и лес. Тут и по правому борту крикнули: "И у нас тоже!" А потом сообщения посыпались то слева, то справа. С непривычки я на первых порах не успевал отыскивать взглядом в пробегающем лесу те места, куда показывали мои спутники. Но, наконец, мне повезло - я увидел! Три крупных бурых зверя, повернув на гул самолета гордые головы, в открытую, как на картинке, стояли у самой кромки леса.
Шел авиационный учет численности лосей. Проводящая его бригада охотоведов совершала шестой по счету рейс…
…Перед вылетом возглавляющий эту работу старший охотовед госохотинспекции, что на ул. Цюрупы, 25, Л. В. Федоров сообщил мне сразу две новости. В 1976 году впервые объявлен всероссийский учет лосей, ставящий целью определение не только их численности и мест расселения, но и влияния лося на окружающую среду, а во-вторых, нынешние полеты проводятся по совершенно новой методике.
Первая новость, свидетельствующая о все большем внимании к животному миру страны, имеет и такой аспект: в Башкирии авиаучет лосей практикуется вот уже 12 лет. А это значит: к участию во всероссийском учете мы не только готовы, но и пришли с собственным багажом.
…Не сразу приходил опыт. Вот сухие строки документа, датированного 1964 годом: "До сего года авиаучета численности лосей в Башкирской АССР не было. Средств, выделенных на аренду самолета в 1964 году, было явно недостаточно для охвата полетами всей территории республики. Поэтому было решено произвести учет лишь в ее западной части… Несмотря на выбор маршрутов для облета наиболее типичных участков, объективных данных о численности лосей получить не удалось, т.к. наблюдения показали резкую неравномерность заселения лосями охотугодий".
Это из отчета, представленного в инспекцию охотоведом-биологом В. П. Макридиным. В 1964 году было сделано только четыре полета. Теперь же для авиаучета выделено 62 часа летного времени, десяток разработанных маршрутов веером перекрывают все угодья Башкирии. Нынешний маршрут напоминает петлю. Мы летим из Уфы к востоку, на Учалы, оттуда поворачиваем на юг, к Белорецку, и возвращаемся в столицу республики. Около семи часов лету, путь лежит через несколько районов…
…В журнале Л. В. Федорова появляется запись: "Рельеф из холмистого стал переходить в горный". Еще немного погодя: "Высокие горы".
Мы летим над Южным Уралом. Разговоры в самолете стихают: зрелище вокруг незабываемое. Нас обступили горы, эти тяжелые складки земли. Они покрыты лесом - у вершины настолько заиндевелым, что кажется: на каждой вершине блещет на фоне голубого неба белая каракулевая шапка. А вот справа Ямантау - вершина-гигант . За ее макушку зацепилось, как ватный блин, большое облако и не может никак покинуть своенравную хозяйку округи. А во все стороны, сколько видится взгляду, море солнца, сверканье снегов, нагромождение гор, но лоси не встречаются, хотя кое-где видны их наброды.
- Тяжелый нынче для зверя год, - говорит Федоров. - Из-за большого снега лосям трудно передвигаться и добывать корм. Они покинули горы и сильно заснеженные места и скопились в тех местах, где снега поменьше и легче с кормами. Особенно много их в поймах рек Белой и Демы. А в горах, сами видите, даже лосиных следов мало…
Полет над горно-лесной Башкирией так и не принес встречи с лесным великаном. Наблюдатели было заскучали, но вскоре самолет вошел в Архангельский район. Снова пошли по снегу длинные штриховые цепочки - следы лосей, все чаще стали встречаться их лежки. А вскоре один за другим начали попадаться и сами лоси. Из самолета было хорошо видно, как один из них, вспугнутый ревом мотора, тщетно пытался конкурировать в беге с быстрокрылой машиной, вспахивая грудью снежную толщу.
Началась настоящая работа. Охотоведы "прилипли" к иллюминаторам, ведя подсчет зверя. Командир корабля А. А. Проливалов то и дело выходил в салон уточнять направление. АН-2 маневрировал, чтобы пройти над раскиданными по району лесочками, т.е. прокладывал маршрут по новой методике определения численности лосей, о которой говорил на аэродроме Л. В. Федоров. Как известно, поштучно лосей по лесам не перечтешь, поэтому охотоведы применяют метод экстраполяции, т.е., подсчитав численность зверя на трассе полета, переносят данные о плотности расселения лося на всю местность. По старой методике такой учет проводился строго по прямой, не учитывая, что порой в стороне оставались крупные леса, а трасса пересекала поля, населенные пункты и другие непригодные для обитания лосей места. Нынче маршрут стал гибким, позволяющим получить более объективные данные, которые, кроме того, будут дополнены наземным учетом…
В Архангельском районе нас ждала самая крупная за день удача: мы встретили несколько крупных скоплений лосей. Одно из них насчитывало 13 лесных великанов.
Какое значение имеет для нас подсчет лосиного поголовья? Во-первых, только он позволяет судить, растет или уменьшается численность зверя в наших лесах, что само по себе немаловажно для рачительного хозяина угодий. Когда лосей пересчитали в 1967 году, их было около десяти тысяч. А к 1974 году лосиное стадо выросло до 17 тысяч голов. Это показывает, что в Башкирии хорошие условия для этих лесных обитателей. Нынешний учет лосей пополнит наши знания о количестве и местах обитания зверя.
Вторым существенным моментом для проведения подобных учетов является необходимость разумно регулировать численность диких животных. Ведь лось - для леса вовсе не безобидный зверь. Пока их было немного, этого не замечалось, но сейчас лесоводы все чаще жалуются, что там, где плотность лося велика, он начисто "подстригает" за зиму торчащие из снега верхушки молодой сосны, ели, ясеня, сдирает кору с осин, словом, наносит ущерб лесному хозяйству. Неспроста в Уфимском районе, где лоси значительно истощили кустарники и посадки, этой зимой впервые с целью регулирования их численности были выданы лицензии на отстрел определенного количества этого зверя.
Находились горячие головы, которые поворачивали вопрос, что называется, ребром: "Или лось, или лес!" Однозначного ответа, думается, здесь быть не может. Нам одинаково дорог и лес, украшение нашей земли, и его обитатели - все дело только в их разумном соотношении…
Виктор Савельев
Источник: газета "Вечерняя Уфа", 13 марта 1976 года.
Комментарии