КОНЦЕПЦИЯ учебного эколого-туристического центра (станции).
Проект разработан авторским коллективом: Канов М.А., Рудь А.В., Морозова Е.Л., Колесников А.Ю.
1. Обоснование актуальности создания учебного эколого-туристического центра (станции), далее - УЭТЦ, в г. Снежинске. 2. Анализ существующей ситуации. 3. Цели и задачи УЭТЦ. 4. Структура УЭТЦ. 5. Материально-техническое обеспечение. 6. Снаряжение. 7. Штаты. 8. Прогностический результат работы. 9. Перспективы развития УЭТЦ.
1. Обоснование актуальности создания учебного эколого-туристического центра (станции), далее - УЭТЦ, в г. Снежинске.
Мы живем на Южном Урале, который красив и разнообразен по своей природе: высокие хребты и обширные равнины, реки и озера, богатейшие запасы полезных ископаемых. Со школьной скамьи каждому известно, что все эти богатства исчерпаемы, более того, нерациональное их использование приводит к экологическим катастрофам. Особенно это актуально для нашего региона, где города Карабаш и Магнитогорск признаны одними из самых загрязненных на планете. Поэтому необходимо решать проблемы восстановления целостности и здоровья среды обитания, создания экологических программ, способных компенсировать (или хотя бы смягчить) вред, наносимый промышленностью и урбанизацией природе Урала, а это невозможно без экологического воспитания населения. Задачей системы образования в этом контексте видится создание целевых воспитательно-образовательных программ в области экологии, физического и нравственного воспитания. Одной из наиболее стройных и логичных форм такой работы в нашем городе способен стать УЭТЦ, проект которого предлагается.
Многим взрослым памятны турпоходы, которые входили в школьный комплекс ГТО, снежинцы-старожилы непременно имеют дома атрибуты туристического быта: рюкзаки и спальники, котелки и палатки. Юные горожане и нынче собираются по трое-четверо и отправляются в импровизированные "походики", строят землянки, сидят у костров, мечтают о странствиях и приключениях. Однако бесконтрольное и неграмотное стремление слиться с природой влечет за собой негативные последствия. Битое стекло и множество кострищ, вырубка деревьев и лесные пожары - результат "отдыха" горожан в лесной зоне, на берегу озера Синара и других окрестных озер. Задача взрослых - научить подрастающее поколение грамотному общению и щадящему использованию природы.
Организация досуга - вопрос очень обширный и сложный, но очевидно, что только развлекательное направление, пассивные формы отдыха не способны удовлетворить интересы молодежи, отвлечь от пагубного влияния, навязываемых молодежной субкультурой идеалов (наркотики, алкоголь, насилие). Подростки всегда проявляют живой интерес ко всему, что их окружает, значит необходимо направлять их интересы по верному пути, дать возможность приобрести положительный социальный опыт.
Через туризм возможна реализация задач умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания, приобретение навыков самостоятельной работы, формирование социальной и профессиональной ориентации, духовное и физическое развитие.
Для большей части подростков профессионально организованный туризм может стать средством физического и духовного развития, возможностью максимально проявить свои положительные качества, проверить и укрепить характер и волю, почувствовать себя в гармонии с природой, а следовательно, стать ответственным гражданином и патриотом.
Таким образом, создание УЭТЦ является насущной необходимостью, тем более, что ряд условий для этого уже имеется: в предлагаемой структуре УЭТЦ (смотри раздел 4) указаны компоненты, имеющие место в работе учреждений образования, культуры, спорта и др. Остается лишь централизовать и упорядочить эту работу.
2. Анализ существующей ситуации.
Из массового в советское время вида спорта, одного из видов активного досуга, средства физического и нравственного воспитания - туризм в наши дни превратился в элитарную форму отдыха.
В настоящее время в Снежинске отсутствует единая система туристической подготовки. Задачи экологического воспитания населения и подрастающего поколения решаются различными средствами, зачастую бессистемными.
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г. Снежинска и отделением по предупреждению правонарушений несовершеннолетних ОВД отмечается неуклонный рост детской преступности и наркомании, связанный с безнадзорностью детей, которая зачастую граничит со вседозволенностью.
Есть много примеров, когда педагоги-туристы собирали группы из самых неблагополучных ребят и с помощью дружного коллектива и конкретного труда - участие в походах и экспедициях, нередко физически тяжелых - успешно решали воспитательные задачи.
В настоящее время организацией детских турпоходов в городе занимаются энтузиасты-любители, как правило, формально не имеющие соответствующей квалификации и реально - финансовой поддержки. Тем не менее, практически вся работа такого рода держится именно на них. Это всем известный Рощупкин С.М., более тридцати лет бессменный руководитель походов в лагере "Орленок", учитель школы 123 - Осипов А.Н., учитель школы 124 - Рудь А.В., словом их очень мало. В походы под их руководством стремятся попасть многие подростки из разных школ.
В то же время многие ребята и их классные руководители просят оказать помощь в организации походов и турслетов. Дети хотят и должны изучать свой край не только по телевизору и книгам (которых в последнее время практически нет), но и реально соприкасаясь с природой. Учителя и дети нуждаются в проведении походов выходного дня, тематических экскурсий и вечеров, многодневных походов и экспедиций. Но профессиональные туристы, спортсмены-разрядники, организовав один-два похода для школьников, далее неохотно соглашаются даже на консультирование учащихся, отказываются от организации обучения и проведения туристических мероприятий с ними, так как: - понимают, что эта работа требует много времени и сил; - никак не оплачивается; - отсутствует материально-техническая база; - отсутствует единая система.
На сегодняшний день в городе Снежинске имеются структуры, призванные решать задачи, о которых идет речь, - это Комитет ГОиЧС и Комитет по Экологии и природопользованию, КДСиМ при Администрации города, Отдел экологии в Центре дополнительного образования и другие.
3. Цели и задачи УЭТЦ.
1. Профилактика детской безнадзорности и преступности.
2. Воспитание активной гражданской позиции учащихся и повышение экологической культуры.
3. Пропаганда здорового образа жизни.
4. Структура УЭТЦ.
Работа УЭТЦ строится, исходя из комплексных целеполагающих задач экологического воспитания, ориентации на социальную адаптацию учащихся и формирования у них устойчивого интереса и любви к родному краю через системный охват различных направлений деятельности. Такими направлениями УЭТЦ являются следующие:
1.Эколого-туристическое направление. - теоретические занятия в учебных группах по краеведению, археологии, биологии, минералогии, историческому краеведению; - организация тематических походов и экспедиций по краеведению, археологии, минералогии, биологии, природоохранных; - организация сезонного экологического лагеря для реализации природоохранных программ "Скворечник", "Первоцвет", "Кормушка", "Ёлочка", "Чистые берега" и т.п.; - участие в региональных и зональных экологических слётах, олимпиадах, научно-практических конференциях и других состязаниях;
2.Спортивно-туристическая подготовка. - теоретические занятия в учебных группах по начальной туристической подготовке; - практические семинары по туристской технике; - участие в профильных туристических походах (пеших, лыжных, альпинистских, водных, велосипедных, спелеопоходах и т.д.) различной категории сложности; - организация сезонного туристического лагеря; - организация, проведение и участие в соревнованиях по туристской технике - городских, региональных, зональных; - организация, проведение и участие в олимпиадах по краеведению, картографии; - организация и проведение городских школьных турслётов; - организация мероприятий по программе службы ГО и ЧС "Спасатель"; - разработка и реализация программы "Чип и Дейл" (рабочее название) "Спасатель" для малышей; - обучение и подготовка судей-экспертов по различным видам туризма;
3. Экскурсионное направление. - тематические автобусные и пешеходные экскурсии по городу и его окрестностям; - связь с музеем города, обучение юных гидов-экскурсоводов, создание школьных краеведческих музеев; - тематические автобусные экскурсии по заявкам школ города (Ильменский заповедник; "По Бажовским местам", музеи города Касли - художественного литья, усадьба-музей художника Чиркина и др.); - создание связей с турагентствами, туристическими станциями и центрами Южного Урала;
4. Организационно-массовое направление.
- организация и проведение массовых мероприятий (турслёты, туригрища, фольклорные и этнографические праздники, вечера туристической песни, регулярные тематические встречи); - создание турклуба;
5. Творческое (литературное) направление. - проведение литературных и музыкальных праздников; - встречи с городскими писателями, поэтами, членами литобъединения "Неолит", клубом туристической песни "Парус"; - подготовка материалов в газеты, репортажи о походах и экспедициях, создание летописи УЭТЦ;
6. Коммерческое направление (перспективное). - оказание платных услуг населению (проводники, инструкторы); - прокат турснаряжения;
5. Материально-техническое обеспечение. 1. Учебный класс-мастерская с оборудованием. 2. Складское помещение. 3. Шкаф металлический (несгораемый). 4. Персональный компьютер (комплект), сканер. 5. Транспорт. 6. Комплект туристического снаряжения. 7. Комплект учебно-методической литературы и пособий.
6. Снаряжение.
Наличие качественного, правильно подобранного комплекта туристического снаряжения является необходимым условием для организации всего практического направления работы с детьми. К турснаряжению предъявляются особые требования: надёжность, простота в обращении, универсальность применения.
1. Рюкзаки 80-90-120 л - 40 шт. 2. Мешки спальные - 40 шт. 3. Палатки - 10 шт. 4. Тенты к палаткам - 10 шт. 5. Шатровая палатка "Зима" - 2 шт. 6. Тенты к палатке "Зима" - 2 шт. 7. Коврики туристические - 40 шт. 8. Печки - 2 шт. 9. Лыжи лесные - 50 пар. 10. Котлы 8-10 литров - 12 шт. 11. Топоры - 6 шт. 12. Пилы - 4 шт. 13. Костровой тросик , сетка - 4 шт. 14. Компас - 20 шт. 15. Веревки 6-8-10-12 мм 16. Карабины - 50 шт. 17. "Кошки" - 20 пар. 18. Фонари - 20 шт.(10 налобных+10 "жучков") 19. Анорак, ветрозащитные брюки - 40 комплектов. 20. Обувь (вибрамы) - 50 пар. 21. "Беседка"(альп) - 20 комплектов. 22. Лопата титановая - 2 шт. 23. Катамаран 4-х местный - 4 шт. 24. Спасжилет - 20 шт. 25. Крепления - 60 комплектов. 26. Лыжные палки - 50 пар. 27. Накомарники - 20 шт. 28. Каски - 20 шт. 29. Индивидуальное снаряжение инструкторов. 30. Фонарь шахтёрский - 4 шт. 31. Весло алюминиевое - 28 шт. 32. Байдарка двухместная - 3 шт. 33. Велосипеды спортивные - 20 шт. 34. Фотоаппараты - 6 шт. 35. Видеокамера - 3 шт. 36. Ремонтный набор - 3 комплекта 37. Аптечка медицинская - 3 шт. 38. Примус - 4 шт. 39. Фотоаппарат цифровой - 2 шт. 40. Компьютер - 2 шт.
Смета на турснаряжение прилагается.
7. Штаты.
1. Руководитель центра. 2. Специалист по учебно-массовой работе. 3. Специалист по спортивному туризму (туристический инструктор-проводник). 4. Специалисты, работающие по индивидуальным временным договорам. 5. Преподаватели-совместители.
8. Прогностические результаты работы УЭТЦ.
1. Снижение уровня детской и подростковой преступности, наркомании, профилактика правонарушений. 2. Укрепление здоровья, физическое развитие, начальная туристическая подготовка. 3. Повышение экологической культуры учащихся. 4. Участие детей и молодёжи в централизованной плановой природоохранной деятельности. 5. Формирование у учащихся устойчивого интереса к родному краю и его природе. 6. Развитие творческих способностей, интереса к познавательной и исследовательской деятельности, участие в научной работе. 7. Достижение учащимися спортивных результатов, получение разрядов и квалификационных категорий. 8. Формирование у учащихся навыков взаимодействия и жизнеобеспечения в экстремальных условиях. 9. Воспитание коллективизма и взаимовыручки. 10. Подготовка собственных педагогических и инструкторских кадров. 11. Популяризация у снежинцев туризма как вида спорта и активного отдыха.
9. Перспективы развития УЭТЦ.
1.Создание авторских образовательных программ в области экологического воспитания. 2.Создание туристических баз на территории ЗАТО и за его пределами. 3.Формирование связей с туристическими и учебно-экологическими структурами уральского региона. 4.Использование материально-технической базы с коммерческой целью.
Комментарии